«Крибидж»

Считается, что «Крибидж» изобрел сэр Джон Саклинг, английский поэт и придворный в начале 1600-х годов. В наши дни самой популярной формой игры является «Шестикарточный крибидж» для двух игроков, но существуют также пяти- и семикарточные варианты, равно как и варианты на трех и четырех игроков.

Карты.
Во все виды «Крибиджа» играют одной стандартной колодой из 52 карт.

Достоинство карт.
Фигурные карты оцениваются в 10 очков каждая, а все остальные — по своему номиналу.

Доска для игры в «Крибидж».
Счет можно вести карандашом на бумаге, но легче использовать специальную доску для «Крибиджа». Большинство досок изготовлено из дерева и имеет размеры примерно 25 на 8 см.

Имеются четыре ряда отверстии по 30 в каждом, по два ряда на каждого игрока, и дополнительные отверстия «партия» на одном или двух концах доски.

У каждого игрока есть две фишки, обычно красные или черные для одного и белые — для другого.
При наличии четырех отверстий «партия» игроки обычно перед началом игры помещают свои фишки в них.

Игрок ведет свой счет, перемещая свои фишки сначала вдоль своего наружного ряда, а затем назад вдоль внутреннего ряда отверстий.

Передвижение фишек.
Обе фишки используются для ведения счета следующим образом:
а) свой первый набор очков игрок отмечает перемещением одной фишки на данное количество отверстий от старта;
б) второй набор очков отмечается перемещением второй фишки на соответствующее количество отверстий;
в) третий набор отмечается перемещением первой фишки на соответствующее количество отверстий после второй фишки;
г) подобным образом счет ведется до тех пор, пока одна из фишек игрока, пройдя все отверстия, не доберется до последнего.

Простые карточные игры  - крибидж - перемещение фишек

Простые карточные игры  - крибидж - доска для игры

«Шестикарточный крибидж»

Игроки.
Базовая игра рассчитана на двух участников.

Цель игры.
Побеждает в партии игрок, первым набравший 121 очко, то есть «дважды обошедший доску».

Сдача.
Игроки снимают, и первым сдает обладатель наименьшей карты (самая младшая карта — туз), после чего игроки сдают по очереди. Каждому игроку сдается по одной карте до шести. Оставшиеся карты кладутся сбоку лицевой стороной вниз.

«Криб».
Это дополнительный расклад, набираемый сдающим. Он составляется каждым игроком, который сносит две карты и кладет их втемную справа от сдающего. Таким образом, каждый игрок остается с раскладом из четырех карт.

Снятие.
После сброса второй игрок снимает колоду, а сдающий вскрывает верхнюю карту нижней половины. Всю остальную игру эта карта лежит лицевой стороной вверх на колоде. Ее называют «стартом», или «стартером». Если стартером является валет, сдающий получает «пару подбоек на каблуки» (два очка).

Ведение счета.
Очки начисляются как при раздаче карт, так и при вскрытии расклада после игры.
Комбинации карт имеют следующую стоимость:
а) пара, две карты одного достоинства, оценивается в 2 очка;
б) пара королевская, три карты одного достоинства, стоит 6 очков (по 2 очка за каждую возможную комбинацию пар);
в) двойная королевская пара, четыре карты одного достоинства, стоит 12 очков;
г) последовательность, или стрит, — это серия карт с нарастающим номиналом (туз — самая младшая карта), стоит 1 очко за каждую карту. Карты не обязательно должны быть одной масти;
д) флеш — это четыре или пять карт одной масти, стоит 1 очко за каждую карту. Если флеш одновременно является стритом, очки начисляются за оба;
е) «пятнадцать» — это любая комбинация карт, сумма которой равна пятнадцати. Стоит 2 очка.

Простые карточные игры  - крибидж - подсчет очков а

Простые карточные игры  - крибидж - подсчет очков г

Правила игры.
Игру начинает второй участник. Он в открытую сносит карту перед собой, одновременно называя ее номинальную стоимость. Фигурная карта объявляется как 10. Затем сдающий кладет перед собой одну из своих карт лицевой стороной вверх, называя ее стоимость.

Во всех случаях, когда при игре образуется пара, королевская пара, двойная королевская пара, стрит или «пятнадцать» (но не флеш), игрок, кладущий образующую их карту, получает соответствующее количество очков.

Если игрок выкладывает 5, а сдающий следом сносит другую 5, сдающий говорит: «Десятка под пару» — и получает два очка. Если разыгрывается третья 5, игрок говорит: «Пятнадцать под восьмерку», получив восемь очков за «пятнадцать» и королевскую пару.

Стрит засчитывается независимо от порядка, в котором он разыгрывается. Таким образом, если карты разыграны в последовательности Т, 2, 5, 4, 3, игрок, снесший 3, засчитывает себе стрит из пяти карт. Если второму игроку под силу добавить 6, он засчитает себе стрит из шести карт и т. д.

Когда в процессе игры счет достигает 31, карты переворачиваются лицевой стороной вниз, и игрок, чья карта довела счет до 31, получает 2 очка.

Если игрок при своем ходе не может разыграть карту, и не может достигнуть 31 очка, он говорит: «Пропускаю». После этого его соперник сносит одну из карт, достаточно мелкую, чтобы остаться в пределах 31. Если она добирает до 31, он получает 2 очка; если меньше 31, он получает 1 очко и также говорит: «Пропускаю».

После этого игра возобновляется с оставшимися на руках картами и продолжается до тех пор, пока не выйдут все карты или опять не будет достигнуто 31. Розыгрыш последней карты расклада дает «одно за остаток» 1 очко.

Вскрытие карт.
После того как все карты разыграны, каждый игрок собирает все свои лежащие перед ним карты. Сначала вскрывает и подсчитывает очки расклада второй игрок, что дает ему преимущество, если он вплотную приблизился к 121. С

тартер учитывается при подсчете обоих раскладов. При начислении очков карта может учитываться в любом количестве различных комбинаций. Таким образом, две 10 и две 5 дадут 8 очков за две «пятнадцать» плюс 4 очка за пары — образуя в сумме 12 очков. Комбинация 4, 4, 5, 6, 6 дает 8 очков за «пятнадцать», 4 очка за пары и 12 очков за стриты — образуя в сумме 24 очка (см. иллюстрацию).

Если игрок держит валета той же масти, что и стартер, он получает «одно за козырной валет».
Флеш из четырех карт расклада стоит 4 очка. Если стартер той же масти, игрок получает 5 очков, но флеш из четырех карт, включая стартер, не получает ничего.

После того, как второй игрок объявил свой счет, свой расклад вскрывает и считает сдающий. Затем он вскрывает и также считает в свою пользу «криб».
«Криб» рассчитывается аналогично раскладам за исключением того, что разрешен лишь пятикарточный флеш.

Простые карточные игры  - крибидж - пример вскрытого расклада

Простые карточные игры  - крибидж - расчет

Простые карточные игры  - крибидж - расчет 2

«Простак».
Если игрок не учел очки в своем ли раскладе или в процессе игры, его соперник может, сказав: «Простак!», записать их на свой счет (это правило можно опустить).

«Слабак».
Если игрок достигает 121 прежде, чем его оппонент дошел до середины доски, он констатирует: «Слабак!» — и считает себе две партии вместо одной.

Ошибки.
Если в процессе сдачи замечена ошибка, карты должны быть переданы заново.
Если ошибка в сдаче обнаружена после начала игры, второй игрок получает 2 очка, а ошибка исправляется либо пересдачей, либо с помощью дополнительных карт из банка.

Если после «Пропускаю» игроку не удалось разыграть свои дополнительные карты, он в дальнейшем не может разыгрывать их, а его соперник получает 2 очка. Ошибки в счете во время игры не наказываются.

В предыдущей статье правила игр: «Казино», «Казино – базовый вариант», «Казино Руайяль», «Казино с добором карт», «Пиковое казино».
В следующей статье правила игр: «Пятикарточный крибидж», «Семикарточный крибидж», «Тройной крибидж», «Четверной крибидж», «Экарте».