Эта игра является производным «Безика» и широко распространена в Северной Америке. Иногда название произносится, как «Пино-кле» или «Пинакль».
Игроки
Базовый вариант рассчитан на двух игроков.
Карты
Используется колода из 48 карт, составленная из двух стандартных колод, из которых убраны все 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.
Иерархия карт
Т (наивысшая), 10, К, Д, В, 9 (наименьшая).
Цель игры
Каждый игрок стремится набрать определенное количество очков, беря и составляя комбинации.
Выбор первого сдающего
Определяется снятием сверху. После этого право сдачи чередуется.
Тасование и снятие
Осуществляются обычным способом за исключением того, что снимать должен второй игрок.
Сдача
Каждому игроку сдаются пакетами по три или четыре листа 12 карт. Затем 13-я карта вскрывается на столе, и ее масть становится козырной на данный раунд.
После этого остаток колоды, банк, кладется лицевой стороной на стол, наполовину закрывая собой козырную карту.
Первая стадия игры
Она длится, пока в банке есть карты. Первый заход делает второй игрок. Затем первым ходит выигравший предыдущую взятку.
На этой стадии игроки могут сносить любую карту, включая козыря, даже если заход сделан в простую масть, которая у них имеется. Каждая взятка берется самым крупным козырем или, если нет козыря, самой старшей картой заходящей масти.
Если сносятся две карты одного достоинства и масти, верх берет разыгранная первой. Выигравший взятку кладет ее перед собой лицевой стороной вниз.
После каждой взятки заходящий может заявить одну комбинацию (см. раздел, посвященный комбинациям). Затем заходящий, заявил он комбинацию или нет, берет верхнюю карту банка, а другой игрок — следующую карту. Затем выигравший взятку делает следующий заход.
Добор карт после взяток продолжается до тех пор, пока не кончится банк со вскрытой козырной картой (нередко вводится правило, по которому игрок, взявший последнюю карту банка, также должен вскрыть ее).
Комбинации
На первой стадии игрок, выигравший взятку, может после этого заявить одну комбинацию.
Комбинация заявляется вскрытием составляющих ее карт на столе и объявлением ее стоимости.
За один ход игрок может получить очки только за одну комбинацию — даже если вскрытые карты дают ему еще одну зачетную комбинацию.
Каждую карту комбинации можно впоследствии использовать для образования комбинации другого класса (см. раздел «Виды комбинаций») или того же класса, но более высокой стоимости. Однако каждая новая комбинация, образованная таким способом, требует нового хода и добавления по меньшей мере одной карты из расклада игрока.
Любая карта в комбинации тем не менее может быть впоследствии использована для взятки.
Виды комбинаций
Существуют три класса комбинаций. После их вскрытия на столе очки начисляются следующим образом:
Класс А:
стрит (или флеш) — козырные Т, 10, К, Д, В, 150 очков;
«королевский марьяж» — козырные К и Д, 40 очков;
«марьяж» — К и Д любой простой масти, 20 очков.
Класс Б:
— «пинокль» — Д пик и В бубен, 40 очков.
Класс В:
— четыре туза, 100 очков;
— четыре короля, 80 очков;
— четыре дамы, 60 очков;
— четыре валета, 40 очков.
Заметим, что все «четверки» должны содержать по одной карте каждой масти.)
Вторая стадия игры
Начинается с того, что каждый игрок возвращает в свой расклад все карты, разыгранные в комбинациях. Затем игроки разыгрывают оставшиеся 12 взяток, чтобы использовать до конца свои карты. Выигравший последнюю взятку в первой стадии делает первый заход во второй.
На этой стадии игрок должен по возможности ходить в масть, а в ином случае сносить козырь.
Если заход сделан в козырь, следующий игрок обязан по возможности снести более крупный козырь (обычно на этой стадии действует правило, по которому следующий игрок обязан брать любую взятку, если может). Взятки берутся аналогично первой стадии, и выигравший делает следующий заход. Комбинации на этой стадии не составляются.
«Дикс» — это название козырной 9.
Если вскрытая карта, определяющая козыри, — это 9, сдающий сразу получает 10 очков.
Если игрок держит «дикс» на первой стадии игры, он может заявить его и получить 10 очков, вскрыв его на столе после того, как выиграл взятку (большинство игроков придерживается того правила, что при этом же ходе можно заявить комбинацию).
Если «дикс» впервые появляется в игре, будучи заявлен игроком, он не остается лежать в открытую на столе, а меняется на вскрытую козырную карту под банком. Игрок забирает этот козырь себе, а на его место кладет «дикс».
Стоимость взяток
В конце каждого раунда подсчитываются очки за собранные во взятках карты.
Карты оцениваются следующим образом:
а) каждый туз — 11 очков;
б) каждая 10 — 10 очков;
в) каждый король — 4 очка;
г) каждая дама — 3 очка;
д) каждый валет — 2 очка.
Взявший последнюю взятку на второй стадии дополнительно получает 10 очков.
Очки за взятки округляются до числа, кратного 10 (округляются только 7, 8 или 9), и только после этого плюсуются к общему счету игрока.
Партию обычно составляют 1000 очков. Если оба игрока набрали 1000 или больше в одном раунде, игра продолжается до тех пор, пока один из игроков не наберет 1250. Если прецедент повторяется, игра продолжается до 1500 и т. д.
Аукционный пинокль
В этом варианте игроки объявляют то количество очков, которое надеются набрать. Сыгравшие игроки забирают фишки.
Игроки
Играют трое. Обычно игра ведется за столом с четырьмя участниками, при этом сдающий в игре не участвует.
Карты
Колода и иерархия карт аналогичны базовому «Пиноклю».
Сдача
Каждому игроку пятью пакетами по три листа сдаются 15 карт. После получения каждым игроком первого пакета втемную сдается «вдова» из трех карт.
Торговля
Каждый игрок, начиная с сидящего слева от сдающего, по очереди объявляет количество очков, которое он намерен набрать. Торговля должна начинаться с согласованного минимума (обычно 300) и осуществляться с поэтапным повышением в 10 очков.
Игрок должен делать объявление или пасовать. Если он спасовал, то больше не может объявлять в этом раунде. Торговля заканчивается, когда спасовали два игрока. Третий игрок после этого становится разыгрывающим, а его наибольший заказ — контрактом. Два других игрока стараются совместными усилиями не дать ему сыграть контракт.
Комбинации
Разыгрывающий берет карты «вдовы», показывает их другим игрокам, после чего присоединяет их к своему раскладу. Затем он объявляет козырную масть и выкладывает свои комбинации. Ни одному другому игроку не разрешается составлять комбинации на протяжении всего раунда.
Комбинации и их стоимость аналогичны базовому «Пиноклю» за исключением того, что «дикс» относится к Классу А и стоит 10 очков, которые начисляются, только если разыгрывающий выложил его на стол вместе со своими другими комбинациями.
Начало игры
Разыгрывающий начинает со сброса трех карт из своего расклада. Затем он собирает карты своих комбинаций и делает первый заход.
Он может изменить свои комбинации, сброшенные карты или козыри в любой момент до первого захода. Но если он сбросил карту из зачетной комбинации, то проигрывает партию, если не исправит ошибку до первого захода.
Взятки
Берутся так же, как в базовом «Пинокле». Каждый игрок должен по возможности сносить в масть; а если заход сделан в козыри, он обязан, если может, взять эту взятку. Если игрок не может ходить в масть, он должен снести козырь, а не сбрасывать любую ненужную карту.
Это правило действует и тогда, когда во взятку снесли козыря, но он может и не класть более крупный козырь.
Выигравший взятку делает следующий заход.
Очки за взятки
Подсчитываются так же, как в базовом «Пинокле».
По альтернативной системе счета:
а) каждый туз или 10 стоят 10 очков, а каждый король или дама—5;
б) либо 10 очков стоят каждый туз, 10 или король.
При любой системе счета разыгрывающий получает очки за все зачетные карты, включенные в три карты сброса, а если он выигрывает последнюю взятку, то получает 10 премиальных очков.
Партия
Каждый раунд является отдельной партией. Если разыгрывающий сыграл свой контракт, он выигрывает фишки каждого игрока.
Типичными выигрышами являются:
а) 300—340 — 3 фишки;
б) 350—390 — 5 фишек;
в) 400—440 — 10 фишек;
г) 450—490 — 15 фишек;
д) 500—540 — 20 фишек;
е) 550—590 — 25 фишек;
ж) 600 и выше — 30 фишек.
Эти суммы удваиваются при пиках козырях.
Банк обычно является отличительной чертой «Аукционного пинокля». Относительно него действуют следующие типичные правила:
1) перед началом игры каждый игрок должен внести в банк три фишки;
2) «если после сдачи все игроки спасовали, они вносят в банк по три фишки каждый;
3) если игрок сыграл контракт в 350 очков и выше, он берет фишки из банка или в противном случае вносит их в него.
Суммы взносов аналогичны тем, что производятся при расчете между игроками.