«Вбей монету» — это старинная английская игра, в которую иногда играли в пабах (пивных). Два игрока или пары стараются разместить соответствующим образом монетки или металлические диски на размеченной доске. Победителем становится тот, кто первым «вобьет» три монеты в каждое из девяти «гнезд» игровой доски.
Игровая доска
Во «Вбей монету» обычно играют на специальной доске, но можно воспользоваться и обычным столом, размеченным мелом или карандашом. Для устойчивости доски над краем стола или иной горизонтальной поверхности под нее подкладывают деревянную планку.
Доски делают из фанеры или грифельных досок размером 60 см на 36 см. У деревянных досок древесные волокна должны идти в длину, а линии обозначаются неглубокими пазами.
Десять линий, пересекающих доску с интервалом в 3 см, обозначают девять «гнезд», а две перпендикулярные к ним линии ограничивают зачетное пространство.
Квадраты по краю доски используются для записи счета игроков. У некоторых досок в каждом квадрате имеются три отверстия под небольшие счетные стерженьки.
Монеты
Игра была распространена в Британии задолго до того, как в 1971 году там был осуществлен перевод денег на десятичную систему. Старые монеты имели диаметр 2,5 см, Игроки пользовались чрезмерно отполированными старыми монетами либо металлическими дисками того же диаметра. У каждого игрока имеется пять монет или дисков.
Игроки
«Вбей монету» — это игра для двух игроков или пар. Очередность ходов.
Очередность ходов
Очередность ходов может быть определена подбрасыванием монетки или предварительным раундом бросков по девяти гнездам (с использованием лишь одной монеты за исключением случаев ничейного исхода).
Каждый игрок по очереди метает пять монет.
«Метание»
Монету кладут так, чтобы она частично заходила за край стола, после чего толкают, как показано на рисунке. Самым эффективным является легкий, но резкий толчок. Важным аспектом игры является способность попасть одной монетой в другую («карамболь»).
Цель игры
Победителем становится игрок или команда, первым попавшим тремя зачетными монетами в каждое из девяти гнезд доски.
Короткие броски:
а) монета, остановившаяся на ближайшей линии первого гнезда, должна оставаться на этом месте, но в течение игры ее можно «карамболем» загнать в гнезда с помощью другой монеты;
б) монета, не достигшая ближайшей линии первого гнезда после того, как она попала в монету на этой линии, также должна оставаться на месте;
в) монета, не достигшая ближайшей линии первого гнезда без столкновения с монетой на этой линии, можно забрать.
«Мертвые» монеты
Следует сразу же снимать с доски, и больше ими пользоваться нельзя. Монеты считается «мертвыми», если:
а) они полностью выскочили за дальнюю линию девятого гнезда;
б) они полностью или частично заскочили за боковые линии на участок, используемый для ведения счета.
Одна монета на другой
Если остановившаяся монета полностью или частично накрыла сверху другую, обе остаются на доске. Если это произошло в конце хода, они в зачет не принимаются.
Ведение счета
Ход игрока оценивается только после того, как он «метнул» все пять своих монет — отсюда важность «карамболя». Монета идет в зачет, если она полностью находится в пределах того гнезда, за которое игроку требуется получить очки (е).
Монеты на линии (ж) в зачет не идут, каким бы незначительным ни был заступ за линию.
«Гнезда» идут в зачет в любом порядке, однако опытные игроки обычно начинают с дальних «гнезд».
Если игрок более трех раз попал в одно и то же «гнездо», его соперник может потребовать начисления себе лишних очков — но только не в том случае, если это сразу приводит его к победному счету.
Штрафные санкции
Все пять бросков очередного хода игрока аннулируются, если он:
— касается сыгранной монеты до того, как разыграны все;
— убирает свои монеты до того, как запишет свой счет.
Игрок, сыгравший вне очереди, не получает очков за свой ход и должен пропустить следующий.