Игра «Сорок два» аналогична карточной игре. Цель игры состоит в наборе очков посредством взяток.
Игра обычно ведется четырьмя игрокам комплектом из 28 домино, обычно попарно. В начале партии каждый игрок берет семь фишек.
Ставка
Составляет первую часть игры, и взятки оцениваются следующим образом:
а) одно очко за каждую взятку;
б) пять дополнительных очков за взятку, включающую 5:0, 4:1 или 3:2 (то есть фишки, насчитывающие 5 точек);
в) 10 дополнительных очков за взятку, включающую 5:5 или 6:4 (то есть по 10 точек в каждой фишке).
Общая стоимость взяток равна сорока двум очкам (отсюда название игры).
Игрок, у которого есть фишка 1:0, делает первую ставку, а затем игроки по очереди делают свои ставки. Игроки могут делать ставку только один раз, и ни одна из них не может быть ниже 30 очков или ниже предыдущей ставки.
Если игрок не желает делать заказ, он пасует.
Как брать взятки
После этого игрок или пара игроков с наибольшей ставкой стараются набрать взяток соответственно своей ставке (или выше). Имеются восемь комплектов — «пустышки», числа от 1 до 6 и дубли. Не считая козырей, комплект определяется наибольшим числом на фишке.
Игрок, сделавший наибольшую ставку, ставит первую фишку и определяет козыри в этой игре. Если он ходит смешанной фишкой, то объявляет, какое число является козырной мастью.
Затем другие игроки выставляют по одной фишке за ход. За исключением тех случаев, когда разыгрывается козырь или дубль, взятка уходит к игроку, сыгравшему самой крупной фишкой нужной масти, то есть дублем, и его может побить только козырь.
Как и в картах, более крупный козырь берет более мелкий. Игрок, получивший взятку, всегда ходит следующим. В проиллюстрированных примерах:
а) дубль 3 берет взятку — и приносит 5 дополнительных очков, взяв фишку 3:2;
б) если двойки — козыри, то взятку берет фишка 2:1 — и приносит 10 дополнительных очков, взяв фишку 6:4.
Ведение счета
Если заказчик и его партнер набирают взяток на всю или более объявленную заранее сумму, они заносят на свой счет полную стоимость своих взяток плюс количество заказанных очков.
Если заказчик и его партнер не достигают своей цели, их соперники заносят на свой счет заказанные очки плюс стоимость своих взяток.