Шахматы для новичков

Цель шахмат — поставить «мат» королю соперника. Участники играют вдвоем на специальной доске. Игра продолжается пока у одного из игроков не закончится время или один из игроков не поставит «Шах» и «Мат» другому. «Шах» обозначает, что король находится в опасности, но у него еще есть возможность уйти с поля боя или его может защитить другая фигура. «Мат» — безвыходная позиция, когда король в любом случае будет повержен и игра завершится. Существует еще одна вариация «Пат», означающая, что сделать ход нет возможности и результатом игры в таком случае будет ничья.

Шахматные фигуры выставляют на доске всегда одинаковым образом. Во втором ряду от участника располагают 8 пешек. В первом ряду шахматы дублируют друг друга начиная с углов: сначала выставляют ладьи, затем кони, затем слоны, ферзь становится посередине на поле своего цвета (белый на белое, черный на черное) и на свободную клетку встает король.

Перед тем как начинать игру важно разобраться, как ходят фигуры с шахматами, так как каждая из них ходит по-своему. Они не имеют права перешагивать друг через друга (за исключением коня) или вставать на поле, где стоит фигура такого же цвета. При этом они могут занимать клетки противника взятием, вытеснив ее с поля. В ходе игры фигуры стараются разместить так, чтобы они мешали фигурам другого цвета, защищали свои границы и удерживали активные поля доски. Если вы можете обойтись без обозначения секций на шахматном поле, то знание ходов фигур обязательно для игры. Для детей есть специальные пособия с картинками, где в игровой форме легко запомнить ходы.

Главной фигурой в игре является король. От его безопасности зависит ход игры, поэтому он также достаточно уязвим. Король ходит только на одну клетку в любом направлении, в том числе по диагонали.

Ферзь может ходить так же, как и король, но перемещать его можно на любое количество клеток, не перешагивая через другие стоящие фигуры.

Ладья — фигура, стоящая по углам поля, может ходить в направлениях вперед, назад и в стороны, не двигаясь по диагонали. Перемещать их можно также на любое количество клеток. Ладьи считаются сильной фигурой, когда в игру вступают парами, прикрывая и защищая друг друга.

Слон — двигается только в одном направлении — по диагонали, поэтому каждому из них доступна лишь «половина» поля: белого или черного цвета.

Ход конем значительно отличается от других. Он имеет возможность ходить, меняя направление буквой «Г», то есть на два поля в любом направлении доски и затем на одну клетку под углом 90 градусов. Конь также единственный, кто может совершать ход, перешагивая через другие фигуры, стоящие на пути.

Пешка двигается на одно поле и ходит только вперед и назад, а сражается только по диагонали в направление к сопернику. Если перед клеткой пешки стоит фигура, то она не может сделать ход, но и сразиться с ней тоже не может. Исключением является еще не делавшая ход пешка, он может сразу пройти вперед на два шага.

В шахматах также есть правила, которые усложняют игру и делают ее интереснее. Например, пешка, дошедшая до края доски в сторону оппонента, может вернуться в игру любой другой фигурой. При этом пешку могут «взять» раньше этого. Если пешка от начальной позиции сделала сразу 2 шага, то пешка противника, стоящая рядом с ней, может взять ее, заняв клетку позади взятой фигуры. Это единственный шанс воспользоваться этим преимуществом, в других случаях действуют стандартные правила.

Важным стратегическим правилом шахмат также является рокировка. Она позволяет за один ход спасти короля и переместить ладью из угла в игру. Игрок двигает короля на 2 клетки по направлению к ладье, которая занимает поле, следующее за стоящим королем. Этот ход совершается при условии, что король и ладья совершают свой первых ход, между ними нет других фигур, а также король не находится в позиции «Шах».

Первым всегда ходит игрок с белыми шахматами, далее ходы совершаются по очереди. Это преимущество позволяет первым начать атаку, поэтому право играть белыми решается с помощью монеты или жребия.

Игра заканчивается тогда, когда королю поставлен «Мат», то есть нет возможности защититься от «Шаха». Сделать это можно тремя способами: уйти на другое поле, закрыться другой фигурой или взять фигуру, нападающую на короля.

Шахматная партия завершается в ничью также в нескольких случаях: с позиции «Пат», по взаимному согласию противников, если на доске не осталось достаточно фигур или повторение позиции стоящих фигур более 3 раз, а также в случае, если за 50 ходов не было взятия и продвижения пешек.

Чтобы обезопасить короля рекомендуется выводить его в угол доски, поэтому важно воспользоваться возможностью рокировки как можно скорее. Остальные фигуры важно располагать таким образом, чтобы оставался свободным центр и можно было совершить больше вариантов действий и контролировать противника, а также пользоваться всеми фигурами, чтобы собрать больше сил на территории соперника.

Понравилась статья? Поставьте оценку!

Поделитесь ссылкой с друзьями!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *