Игровое поле для шахмат состоит из 36 клеток двух цветов. Каждая горизонталь отмечена арабскими цифрами, а вертикаль буквами. Участник ходит фигурами одного из цветов. В комплект игры входят 16 фигур.
Игра начинается с того, что участники выкладывают игровое поле и расставляют фигуры. Участник, играющий белыми фигурами, имеет небольшое преимущество в игре, поэтому перед ее началом бросается монетка или вытягивается жребий, кто первым будет играть светлыми фигурами.
В последующих играх участники меняются цветом фигур и играют по очереди. Исходное положение фигур одинаково для каждого участника. Посередине доски встают ферзь и король. Ферзь занимает клетку аналогичного себе цвета, а король встает рядом. По бокам от них располагаются слоны, затем два коня и в углах ставятся ладьи.
Следующую горизонталь полностью занимают пешки. Первым ходит игрок с белыми фигурами. Цель игры — сразить фигуру короля, поставив ему «Мат» — положение, из которого невозможно отразить бой.
В игре также есть еще два обозначения хода игры: «Шах», подразумевающий, что король находится в опасности, но его еще могут защитить другие фигуры или он сам может уйти с поля боя и «Пат», когда сделать ходы невозможно ни одному игроку. После ситуации «Пат» объявляется ничья.
Как научиться играть в шахматы с нуля
Перед тем как начать игру важно в первую очередь разобраться в том, каким образом ходят фигуры, так как каждая из них имеет свои особенности перемещения и возможности оказаться «под ударом».
Основной фигурой игры служит король. От его безопасности зависит исход партии. Король имеет право ходить на 1 клетку за ход в любую из сторон, в том числе по диагонали.
Ферзь может двигаться на неограниченное количество клеток во всех направлениях.
Ладья может двигаться только горизонтально или вертикально. Количество ходов также не ограничено.
Конь двигается буквой «Г», то есть на 2 клетки горизонтально и на 1 по вертикали под углом 90 градусов.
Слон перемещается только по диагонали, количество ходов также не ограничено, а значит может совершать шаги только на клетках одного цвета и играть на «половине» поля.
Пешка шагает на 1 клетку по вертикали, двигаясь только по направлению к сопернику. Исключением является начало хода, когда пешка может пройти сразу на 2 клетки.
Для начинающих детей представлены специальные пособия, в которых с помощью образов описаны варианты ходов фигур для лучшего понимания.
В игре для всех фигур действуют определенные ограничения:
- Фигуры могут двигаться между клетками только в том случае, если те не заняты фигурами одного из участников, кроме случаев боя, и все клетки по ходу свободны. Исключением является конь, который может перешагивать через другие фигуры, даже если был окружен.
- Фигура может закончить свой ход только на свободной клетке или той, что принадлежит противнику. В таком случае фигура соперника считается «взятой» и снимается с поля.
- Игрок также не может подвинуть фигуру, если в этом случае королю будет грозить опасность и поставлен «Шах».
Помимо этого, если пешка, сделавшая 2 шага, становится по соседству с пешкой соперника, то в этом случае пешка противника выбивает фигуру игрока по диагонали, несмотря на то, что это нестандартный ход для фигуры. Такой шаг носит название «взятие на проходе».
Этот правило действует только в случае, когда пешка перемещается сразу на две клетки, вместо одной.
Если пешка полностью проходит поле до противоположного конца, то она может вернуться в игру в роли любой другой фигуры. Этот принцип называется «проход пешки». Нет ограничений по количеству возможных преобразований.
Еще одним стратегическим ходом является «рокировка». Она подразумевает собой, что игрок вместо классического хода сдвигает короля на 2 клетки в сторону ладьи, которая после этого встает на следующую за них клетку.
В зависимости от выбранной ладьи выделяют длинную и короткую рокировку. В любом случае первым шаг делает король. Для ее выполнения в игре должно быть соблюдено несколько условий:
- Между фигурами клетки свободны от других фигур.
- Рокировка проводится только в случае, если ранее фигуры не принимали участие в игре.
- Все клетки должны быть безопасными, то есть не могут находиться под ударом соперника.
Если король все же оказался под ударом и ему поставлен «Шах», игрок незамедлительно делает такой ход, который обезопасит его. Сделать ход, который так и не поможет королю невозможно. Если вариантов вывесит короля из этого положения нет, то объявляется «Мат».
Игра объявляется завершенной в случаях, когда одному из игроков объявлен мат, если один из игроков сдался и противник стал победителем или если игроки согласились на ничью.
Ничью можно создать в случаях, если ход невозможно сделать ни одному из участников или игроки в третий раз встали на повторяющееся расположение фигур, а также, если за 50 прошедших ходов не была взята ни одна фигура.