Как играть в нарды
Основная задача игры — убрать шашки с доски быстрее, чем противник. Игрок, сделавший это быстрее, и будет победителем. Во время игры участники бросают кубики и друг за другом совершают ходы. Их количество определяется значениями на костях. Есть два варианты игры в нарды: короткие и длинные. Их главное отличие в расположении фигур на доске и особенностях перемещения шашек противника. Игра проводится на доске с 24 вытянутыми треугольниками (пунктами) двух цветов. Они объединены между собой по шесть треугольников. Всего выделяют 4 игровых поля. Их называют «дом» и «двор». Ограждение на доске между двумя полями называется бар.
Короткие нарды
В упрощенных нардах у каждого игрока есть 15 фишек одного цвета с определенной расстановкой: две фишки в самом дальнем треугольнике на доске (24 пункте — он же 1 для оппонента), пять в 13, три в 8 и пять в 6 треугольнике. Движение всегда идет против часовой стрелки по направлению к меньшему пункту. Участники друг за другом кидают кубики и перемещают фигуры при следующих условиях:
• Они могут вставать только на открытый пункт. Открытым он будет считаться, если на нем расположены менее 2 шашек противника.
• Количество кружочков на кубиках определяет разные ходы. Например, если на костях выпадают 2 и 6, то игрок может сходить одной фигурой на 2 хода, а следующей на 6, либо одной из них на 8 шагов. Во втором случае перемещение возможно при условии, что промежуточные пункты свободны для движения.
В случае когда выпадают равнозначные числа (дубль) на костях, участник игры должен дважды совершить ход. Например, если выпадает 3-3, то участник делает четыре перемещения по 3 значения и во время этого может поменять комбинацию стоящих шашек, как сочтет более выигрышным.
Участники обязаны использовать все выпадающие числа, то есть если можно сходить только одной шашкой, суммируя показатели костей, то он обязан это сделать. Если сделать это невозможно, то игру продолжает соперник. В случае с дублем участник должен сделать столько ходов из 4, сколько это возможно.
Пункт с одним цветом фишек называется блот, который считается побитым, если на него встает шашка оппонента. Тогда фишки с этого блота кладутся на бар, а задачей игрока теперь является как можно скорее зарядить их в дом противника. Шашка вновь вступает в игру и становится активной, как только перемещается на треугольник, соответствующий показателю с кубика. Если выпадают значения 1 и 2, то игрок встает на пункты, соответствующие этим значениям, если на нем располагаются не более двух шашек оппонента, в противном случае игру продолжает соперник. Если на баре лежит несколько фигур, то игрок должен переместить все возможные из них, если остались значения с кости, которые еще не были использованы. Когда бар опустеет, выпавшие числа для передвижений можно использовать как обычно, то есть перемещая активные шашки.
Как только игрок вывел фишки в дом, он приступает к сбрасыванию их с доски следующим образом: броском кубиков определяет выпавшие шаги и с доски убираются шашки, стоящие на пунктах равных выпавшим числам. Если на подходящем пункте нет фишек, то можно убрать их с большего пункта. Игрок также может воспользоваться возможностью и передвинуть шашки. При сбрасывании все фигуры должны находиться в доме, в ином случае их нужно вернуть обратно. Побеждает тот, кто первым освободит свой дом.
Длинные нарды
В длинных нардах расположение на поле начинается с исходного положения, где располагаются все 15 фишек. Перемещение с этого положения носит название «из головы». При перемещении игрок из головы может брать в руки только 1 шашку, за исключением первого хода, когда из начального положения можно вывести несколько шашек, при этом если на других треугольниках уже есть фишки, то можно ходить ими по очереди. В случае выпадающего дубля играющий делает 4 хода на число, аналогичное значению кубиков. Если клетка, на которую указывает кубик, занята, то говорят «не идет» и очки пропадают, а если заняты все 6 промежутков перед шашкой, ее называют «запертой». Игрок обязан совершить ход, если у него есть для этого возможность, даже если его ждет «преграда». При раскладе, когда можно сделать только 1 шаг из 2 выпавших, игрок выбирает наибольший, а меньшее количество очков сгорает.
В длинных нардах победителем считается игрок, который первым проходит полный круг из 18 клеток и сбрасывает фишки, поэтому цель игры — сделать это как можно быстрее. В нардах не бывает ничьей, поскольку игра заканчивается в тот момент, когда на поле остается только один цвет.