«Маджонг» — это игра китайского происхождения, появившаяся на Западе в 20-х годах XX века. Ее название значит «воробей». Каждый из четырех (или трех) игроков играет сам за себя. Игроки собирают расклад из фишек с рисунком так, чтобы он завершился установленным образом. Счет подводится после каждой партии, и по окончании игры победителем становится игрок, набравший больше всего очков.
Фишки
Фишки «Маджонг» сделаны из кости, бамбука, дерева или пластмассы. Фишки имеют самые разные рисунки. Комплекты, продаваемые на Западе, обычно имеют в одном углу арабские числа и буквы, обозначающие четыре ветра.
Стандартный комплект включает 144 таблички — 136 игровых и восемь цветочных, или сезонных фишек.
Масти фишек
Существуют три различные масти: кружки (бин) 36 табличек, бамбук (тео) 36 табличек и иероглифы (бань) 36 табличек. Бамбук 1 обычно украшен символической птицей. Все другие фишки маркированы символами мастей.
Фишки «дракон» (лун), 12 табличек
Существуют три разных масти: белая доска (байбань), красная середина (хунчжун) и зеленое счастье (фауай) (слева направо на рисунке). Имеются по четыре фишки каждого типа.
Фишки «ветер» (фэн), 16 табличек
Представлены восточный, южный, западный и северный ветра. Опять же имеются по четыре фишки каждого типа.
Цветочные (хуар) и плодовые (го) фишки
Имеются восемь фишек с разной маркировкой.
Полки
Каждому игроку выдается полка под таблички. У игрока, представляющего восточный ветер, полка окрашена в отличный от остальных цвет.
Прочие игровые принадлежности включают:
а) две игральные кости;
б) счетные фишки (короткие палочки) или счетная дощечка;
в) указатели ветра (по желанию) — четыре карты с изображением сторон света.
Игроки
Лучше всего играть в «Маджонг» вчетвером, но можно и втроем. Каждый игрок играет за себя.
Распределение ветров
Каждому игроку присваивается название ветра: восточного, южного, западного и северного. Ветра для первой партии распределяются путем жребия после того, как игроки расселись за столом.
Игрок с наибольшим выпавшим числом на кости становится восточным ветром. Ветра остальных игроков определяются их положением за столом относительно восточного ветра: западный сидит напротив восточного, южный сидит справа от восточного, а северный — слева от восточного (не так, как в компасе).
Если игрок, представляющий восточный ветер, не выигрывает первую партию, ветра перемещаются вокруг стола против часовой стрелки. Если игрок, являющийся восточным ветром, выигрывает партию, в следующей партии игроки сохраняют те же ветра.
Продолжительность игры
Полная партия состоит из четырех раундов, но игроки могут прекратить ее раньше. Каждый раунд носит имя ветра: первый — восточный, второй — южный, третий — западный, а четвертый — северный. Кроме названия стадии игры, «ветер раунда» влияет на счет.
Раунд состоит из стольких раскладов, сколько нужно для того, чтобы четвертый игрок проиграл расклад в качестве восточного ветра.
Возведение стены
Все фишки раскладываются изображением вниз на столе и тщательно перемешиваются игроками. Затем каждый игрок отбирает себе по 36 табличек и строит из них стену длиной 18 фишек и высотой в две фишки (фишки лежат лицевой стороной вниз и соприкасаются длинными сторонами).
Четыре стены четырех ветров выкладываются так, чтобы образовать квадрат, называемый «китайской стеной».
Пробивание стены
Начинается, как только стена возведена. И следует в два этапа:
1) Восток бросает две игральные кости, чтобы определить, какая сторона стены будет пробиваться. Если у него выпадают две единицы, он должен бросать кости заново. По числу выпавших очков он отсчитывает справа налево от края своей стены соответствующее число пар. Та пара, на которой закончился счет, должна быть вынута из стены.
2) Вынутые таблички кладут по одной на стену справа от образовавшегося проема. Это место называется «головой стены». Место, расположенное по другую сторону проема, называется «концом стены».
Набирание расклада
После того как конец и начало стены определены, восток берет себе с конца две пары табличек. Ту же процедуру повторяет поочередно южный, западный и северный ветры, повторяя отбор три раза.
После четвертого круга у каждого игрока оказывается по 13 табличек, и восток берет еще одну четырнадцатую табличку, необходимую ему для начала игры.
Замена цветочных и плодовых табличек
Все такие таблички, попавшиеся в первичный расклад или позднее в процессе игры, должны быть выложены перед игроком лицевой стороной вверх и заменены на то же количество запасных табличек, взятых с головы стены.
В начале игры замена осуществляется по кругу, причем вое точный делает это первым. Для учета в счете каждый ветер имеет собственные плод и цветок. На западных комплектах «Маджонг» они обычно показаны цифрами: восточный — 1, южный — 2, западный — 3 и северный — 4.
Цель игры
Каждый игрок стремится завершить свой расклад и набрать «маджонг» (что иногда называется набрать «ву»). Полный расклад обычно состоит из четырех: «чоу», «понт» или «конг» плюс идентичная пара.
«Чоу» — это набор из трех табличек одинаковой масти (с идущими подряд номерами), например, с тремя, четырьмя и пятью кружками (а) или иероглифами «7», «8», «9». Смешанные ветра или смешанные драконы не считаются «чоу».
«Ионг» — это набор из трех одинаковых табличек с одинаковыми номерами, например, трех зеленых драконов (б), трех бамбуков «8» или трех южных ветров.
«Конг» — это набор из четырех одинаковых табличек (в). Парой являются две любые идентичные фишки (г).
Особые расклады «маджонг»
Особые расклады «маджонг», не совпадающие с обычной схемой, принимаются некоторыми игроками в качестве альтернативного способа набрать «маджонг». За эти особые расклады, как правило, начисляется максимально разрешенное для любого расклада число очков .
Наиболее распространены следующие расклады:
1) расклад из 13 нечетных крупнейших табличек (1 и 9 каждой масти, один из драконов, один из ветров и пара к любой из этих фишек);
2) девятерной расклад без одной фишки (фишки одной масти: три 1, три 9, по одной фишке от 2 до 8 и любая другая фишка той же масти).
Начало игры
Восточный ходит первым, выставляя любую из своих 14 табличек.
Как выставляют таблички
Когда игрок выставляет табличку, он всегда должен назвать ее, например, красный дракон, восточный ветер, 6 бамбука.
Выставленные фишки помещаются в центр стола — обычно лицевой стороной вверх в западных странах, но втемную в Китае и на Востоке.
Порядок игры
Ход перемещается вокруг стола против часовой стрелки за исключением тех случаев, когда игрок прерывает установленный порядок, желая взять выставленную табличку.
Если права на выставленную табличку предъявляют более одного игрока, они имеют следующее преимущество:
1) игрок, у которого эта табличка сделает «маджонг»;
2) игрок, у которого эта табличка сделает «понт» или «конг»;
3) игрок, у которого эта табличка сделает «чоу».
Если игровой порядок прерывается для взятия таблички, промежуточные игроки теряют право на любой пропущенный ход. Таким образом, если игрок 1 выставляет табличку, а игрок 4 желает взять ее, игроки 2 и 3 теряют свои ходы, и следующим ходит игрок 1, если только на выставленную игроком 4 табличку не предъявит права другой участник.
Дальнейшие ходы
Если ни один игрок не хочет брать последнюю выставленную табличку, участник справа от последнего выставлявшего берет ее с конца стены без свободных табличек.
Игрок может не показывать соперникам ее рисунок.
Если он желает сохранить новую табличку, то выставляет другую со своей полки. В ином случае он выставляет новую табличку.
Заявление прав на фишку
Можно заявлять права лишь на выставленную табличку. Ее можно потребовать для завершения «чоу», «понг», «конг» или «маджонг».
Это можно делать даже после того, как следующий игрок взял новую табличку со стены — в этом случае табличка, взятая со стены, должна быть возвращена на место. Заявки нельзя делать, если следующий игрок уже выставил табличку.
Заявление «чоу»
Заявить «чоу» может лишь игрок, сидящий справа от выставившегося участника, имея в своем раскладе две другие таблички, необходимые для «чоу».
Чтобы заявить свои права на выставленную фишку, игрок должен сказать «Чоу», взять табличку, а затем выложить «чоу» перед собой лицевой стороной вверх.
После этого игрок заканчивает свой ход, выставляя фишку со своей полки.
Заявление «понг»
Любой игрок может заявить права на последнюю выставленную табличку для «понг» при том условии, что:
а) на его полке имеются две таблички, идентичные той, на которую он претендует;
б) он совершил промежуточный ход после неудавшегося «понг» в предыдущем выставлении.
Чтобы заявить свои права на выставленную табличку, он должен сказать «Понг», взять фишку и «выставить» «понг». Затем он заканчивает свой ход, выставляя табличку со своей полки.
Скрытые «чоу» или «понг»
Игрок, у которого в первичном раскладе имеются «чоу», или «понг», или кто завершил эти комбинации фишкой, снятой со стены, может держать их «скрытыми» на своей полке. Это увеличивает его способность к маневру и удваивает стоимость «понг».
Заявление «конг»
Любой игрок может претендовать на последнюю выставленную табличку для «конг», если у него на полке имеются три идентичные таблички. Чтобы заявить свои права на выставленную табличку, он должен сказать «Конг», взять фишку и «выставить» завершенный «конг».
Затем, прежде чем игрок выставляется обычным образом, он берет свободную табличку (после «конг» свободная табличка берется всегда, потому что завершенный расклад имеет одну дополнительную табличку для каждого содержащегося в нем «конг»).
Обращение выставленного «понг» в «конг»
Игрок может превратить выставленный «понг» в «конг», если берет со стены четвертую одинаковую табличку (это единственный случай, когда выставленную комбинацию табличек можно изменять).
Игрокам не разрешается обращать выставленные «понг» в «конг» с помощью выставленных фишек.
После того как игрок превратил выставленный «понг» в «конг», он заканчивает свой ход, взяв свободную табличку, а затем выставив табличку обычным образом.
Скрытый «конг»
«Конг» является скрытым, если:
а) все четыре таблички имеются в первичном раскладе игрока;
б) игрок со скрытым «понг» в своем раскладе берет четвертую одинаковую фишку со стены.
Игрок со скрытым «конг» может выложить его на стол в любой момент игры при своем ходе.
Скрытый «конг», выложенный на стол, стоит вдвое больше очков и отличается от открытого «конг» тем, что выкладывается особым образом: две таблички открытыми и две закрытыми.
Если другой игрок сделал «маджонг», пока у другого игрока на полке находился скрытый «конг», он получает очки только как за скрытый «понг». Только после того, как игрок выложил скрытый «конг» на стол, он может взять необходимую ему свободную табличку.
Как берется свободная табличка
Свободные таблички предназначены для того, чтобы дополнить расклад игрока до требуемого количества — после того, как он получил цветочную или плодовую табличку или после «конг».
Первой используется табличка, находящаяся дальше всего от бреши в стене, а затем другая свободная. После того как обе свободные таблички израсходованы, они заменяются двумя табличками с этого конца стены.
Неправильное количество табличек
Игрок с неправильным количеством табличек в своем раскладе (на полке и выложенные на стол) не может сделать «маджонг».
Не считая дополнительных табличек в «конг», каждый игрок всегда должен иметь 14 табличек после добора или 13 — после выставления.
Если игрок имеет на руках больше или меньше положенного Числа табличек, он теряет право на выигрыш и платит штраф всем игрокам.
Взятие неправильной таблички
Если стена пробита в неправильном месте или если таблички берутся в неверном порядке, таблички должны быть перемешаны, а стена возведена вновь.
Неправильные комбинации
Если игрок выставляет неправильную комбинацию табличек как «чоу», «понг», «конг», он должен исправить ошибку до того, как выставит табличку следующий игрок, иначе его расклад объявляется мертвым.
Игрок с мертвым раскладом должен оплатить другим игрокам штраф.
Последние 14 фишек
Партия объявляется мертвой, если ни один игрок не сделал «маджонг» до того, как игра дошла до последних 14 табличек в стене (включая свободные). При этом счета не ведется, а новая партия разыгрывается с тем же игроком в роли восточного ветра.
Предупреждение
Игрок «делает предупреждение», когда до завершения расклада ему не хватает только одной таблички. Если предупреждают два игрока и оба претендуют на одну и ту же табличку, предпочтение отдается игроку, чей ход ближе.
Прочный расклад
Восточный ветер может заявить «прочный расклад», если он предупреждает после первого выставления таблички. Любой игрок может заявить прочный расклад, если он предупреждает после того, как первый раз за партию взял и выставил табличку.
Игрок, заявивший прочный расклад, после этого не должен менять ни одной из 13 табличек своего расклада. При каждом своем ходе он берет табличку из
стены обычным образом, а затем выставляет ее, если она не является необходимой для «маджонг». Игрок, который завершил прочный расклад, получает премию в 100 очков.
Перехватывание «конг»
Игрок, который делает предупреждение, может завершить свой расклад, перехватив «конг» — то есть заявив права на табличку, взятую со стены другим игроком, который с ее помощью обращает выставленный «понг» в «конг».
«Маджонг»
Как только игрок завершает свой расклад, он прекращает игру, произнеся «Маджонг». После этого все игроки вскрывают свои расклады для подсчета очков, перевернув среднюю фишку каждого «понг», который был скрыт в их раскладах.
Ошибочный «маджонг»
Если игрок, объявивший «Маджонг», полностью вскрывает свой расклад, а затем обнаруживает ошибку, он должен оплатить каждому из остальных игроков двойное количество очков. Если ошибка обнаружилась, когда он еще лишь частично вскрылся, он может аннулировать свое заявление и положить фишки назад на свою полку.
Подведение итогов
Подсчитав стоимость собственных раскладов, игроки рассчитываются друг с другом следующим образом. Если восточный ветер сделал «маджонг», он получает от остальных игроков сумму, равную количеству своих очков. Каждый проигравший отсчитывает ему треть суммы.
Если другой игрок сделал «маджонг», он получает двойную сумму своих очков от восточного ветра и количество своих очков от каждого из остальных игроков.
Между собой игроки рассчитываются только разницей очков. При расчете между собой двух проигравших (кроме тех случаев, когда один из них восточный ветер) игрок с меньшим счетом выплачивает разницу между своим и чужим счетом.
Когда проигрывает восточный ветер, он выплачивает или получает при расчете с другим проигравшим двойную разницу счетов.
Счет
Разные счетные системы отличаются стоимостью очка, но приведенная здесь система является типичной. За исключением определенных раскладов стоимость очков расклада у каждого игрока рассчитывается по таблицам.
Как пользоваться таблицей А
Все игроки получают очки за «понг» и «конг» и за каждую цветочную и плодовую табличку (за «чоу» очки не начисляются); игрок, сделавший «маджонг», кроме того, получает очки за некоторые пары.
Как пользоваться таблицей В
Игрок, сделавший «маджонг», получает дополнительные премиальные очки.
Как пользоваться таблицей С
Игроки удваивают свои очки, как показано, и опять-таки игрок, сделавший «маджонг», дополнительно удваивает свой счет.
Почти невозможные комбинации
Большинство счетных систем включают определенные комбинации, созданные для того, чтобы предотвратить набор избыточного числа очков в одном раскладе.
Они имеют фиксированное количество очков — обычно 500 — независимо от их действительной номинальной стоимости. Восточный ветер платит или получает вдвойне. Большинство лимитированных раскладов можно получить, лишь когда игрок не может сот ставить «маджонг».
Типичными примерами являются:
а) расклад из всех ветров и драконов;
б) расклад из всех единиц и девяток;
в) расклад из скрытых «понг» и «конг»;
г) расклад из тринадцати нечетных главных фишек;
д) расклад из девяти табличек с предупреждением;
е) первичный расклад (расклад восточного ветра в начале игры);
ж) расклад, завершенный с первым выставлением таблички восточным ветром;
з) тринадцатый «маджонг» подряд восточного ветра.
Если игроку с такими раскладами не удается сделать «маджонг», он получает очки от других игроков. Примеры:
а) расклад с «понг» или «конг» из не менее трех драконов;
б) расклад с «понг» или «конг» из трех ветров и пары четвертого ветра.