Пачизи

Считается, что «Пачизи» появилась несколько тысячелетий назад и является прародительницей многих современных настольных игр-«бродилок». В Азии и Южной Америке до сих пор распространены несколько старинных вариантов игры. В описанный здесь вариант играют на Индийском полуострове.

Игровая доска.
Традиционная индийская доска либо связана, либо сделана из ткани с разметочной вышивкой. Игровое поле имеет форму креста и разделено на маленькие квадратики, 12 из которых выделены другим цветом в качестве квадратов «защиты» (где любое количество фишек защищено от взятия).

Игровая доска для игры Пачизи

Фишки.
У каждого игрока имеются четыре раковины, камешка или другие предметы, легко отличаемые от фишек противников.

Игральные кости.
Традиционно используются шесть раковин каури. Их бросают с руки, и принимаемое ими положение обозначает количество квадратов, на которое нужно передвинуть фишку следующим образом:

Раковины каури - кости для игры Пачизи

  • две раковины внутренней стороной вверх — два;
  • три раковины внутренней стороной вверх — три;
  • четыре раковины внутренней стороной вверх — четыре;
  • пять раковин внутренней стороной вверх — пять;
  • шесть раковин внутренней стороной вверх — шесть.

Если внутренней стороной вверх выпадает только одна раковина, игрок ходит вперед на десять квадратов. Если все раковины выпали внутренней стороной вниз, игрок ходит вперед на 25 квадратов.

Если игрок выбрасывает 6, 10 или 25 квадратов, ему дается дополнительный бросок.

Игроки.
Участвовать могут двое, трое или четверо игроков.

Цель игры.
В этой игре на скорость каждый участник старается первым провести все свои четыре фишки вокруг доски от стартовой точки к финишу.

Правила игры.
Каждый игрок по очереди бросает раковины каури и передвигает одну из своих фишек на количество квадратов, обозначенных раковинами. Фишки перемещаются по доске по часовой стрелке (см. рисунок).

Маршрут движение фишек в игре Пачизи

В начале игры первая фишка каждого игрока может быть выставлена на доску любым броском раковин, но следующие фишки (или первая фишка, если ей приходится повторить маршрут) могут войти в игру лишь при выпадении 6, 10 или 25. В любой момент игрок может иметь на доске одну, две, три или все свои фишки.

После того как все игроки сделали первый ход, они при желании могут пропустить ход или отказаться от перемещения фишки после броска костей.

Взятие фишки.
Если фишка оказывается на любом квадрате, кроме квадрата «защиты», уже занятом фишкой противника, последняя обязана вернуться на старт. Вновь вернуться на доску она может лишь после выпадения 6, 10 или 25. Игрок, взявший фишку соперника, получает еще один ход. Как только фишка достигла центральной колонны своего собственного плеча поля, ведущей к финишу, ее нельзя брать.

Взятие фишки в игре Пачизи

Сдваивание фишек.
Если фишка оказалась на квадрате, уже занятом фишкой того же игрока, обе фишки в дальнейшем можно двигать Шесте как дубль. Дубль невозможно взять другими фишками – как принадлежащими тому же игроку, так и сопернику, — кроме дубля противника.

Завершение игры.
На финиш можно попасть только точным броском костей. Если, например, фишка находится в семи квадратах от финиша, а у игрока выпадает более 7, он обязан ждать своего следующего хода или двигать одну из своих других фишек. Как только фишка оказывается на финише, она снимается с доски. Победителем игры становится тот участник, который привел первым все свои четыре фишки к финишу, а игра может продолжаться до определения последовательности финиширования остальных игроков.

В предыдущей статье правила игры: Лудо.
В следующей статье правила игры: Шашки.