Козел — азартная карточная игра, для которой нужна лишь стандартная колода из 36 карт, за исключением шестерок, и подходящая компания. Стандартные правила подразумевают игру на 4 человека, когда играют 2х2, но также можно играть на двоих друг против друга.
В одном из вариантов игры колода делится пополам и в первой партии используется только 16 карт. Козырей определяет карта, лежащая сверху. Она будет принадлежать игроку, раздающему карты остальным. В противном случае все карты сразу раздают на четверых участников, то есть по 8 штук.
В случае если игра проводится на 3 человека, каждому игроку раздают по 10 карт и участники играют друг против друга сами за себя.
Игральные карты соответствуют определенному количеству очков: тузы составляют 11 баллов, короли — 4, дамы — 3, валеты — 2, десятки — 10. Карты с меньшим достоинством никакой ценности не имеют. Вся колода имеет ценность 120 очков, которые переходят одной из команд.
Первым игру начинает участник, сидящей слева от ведущего. Игрок может положить любую свою карту, а другие игроки по часовой стрелке также кладут свои рядом. Важно, чтобы эти карты были такой же масти либо козырными. Карты забирает та команда, которая выложила сильнейшую карту.
Стратегия в игре строится на том, чтобы избавиться от «пустых» карт без номинала, а себе оставить наиболее ценные. После того, как взятка была разыграна, игроки добирают по карте, чтобы в руках вновь оказалось 4. Ход нельзя начинать с козырной карты, если в руках есть обычные масти.
Участники записывают очки после каждого кона, суммируя очки взятых карт. Победителем по итогам игры будет считаться участник, который набрал 61 или 62 очка. Команда, не набравшая очки, получает 6 баллов за игру. Кроме этого в начале игры каждому игроку дается по 12 очков.
Как только игрок набирает 60 очков, он снимает по 2 очка с каждого участника, кроме раздающего — у него снимается 1 балл. Если игрок забирает у любого участника 12 очков, он автоматически считается победителем кона.
Вторую колоду раздают тогда, когда все карты из первой стопки разыграны между участниками. Козырь остается тот же. Самой старшей картой в игре считается валет. Валет масти треф — самая сильная карта в колоде и может побить любую козырную.
Пиковый валет может побить бубнового и червового валета, а также все козыри. Валет червей может перекрыть валета бубей и козырей, и, наконец, бубновый валет бьет только козырную карту.
Для удачной игры игрок должен класть сопернику карты, которые не несут ценности, а также валетов, которые препятствуют тому, чтобы набрать больше очков. Десятки и тузы рекомендуется сохранять до окончания партии, так как они самые ценные при подсчете очков.