Происхождение игральных карт окутано тайной. Похоже, что китайские игральные карты произошли от согласия между «божественными стрелами» и бумажными деньгами. Эти карты, вероятно, были привезены в Европу крестоносцами или китайскими купцами.
По другому мнению, западные игральные карты, возможно, имеют собственное, европейское, происхождение—они возникли совершенно внезапно около 1370 года практически в своем современном виде.
КАРТЫ
Колода
Стандартная международная колода состоит из 52 игральных карт, разделенных на четыре масти по 13 карт в каждой. Многие колоды, кроме того, имеют два джокера, иногда используемых как козыри.
Масти
Имеют следующие названия: червы, бубны, пики и трефы — и на каждой карте изображен, как показано на рисунке, соответствующий символ масти. Символы черв и бубен красные, пик и треф — черные.
Все карты любой масти имеют различное достоинство: девять из них пронумерованы от 2 до 10: три являются «картинками» (валет, дама, король): последняя карта является тузом (асом), оцениваемая в 1. но нередко она самая крупная карта масти.
Достоинство нумерованных карт указывается как числами, так и соответствующим количеством символов масти. Карты-картинки обозначаются стилизованными рисунками и начальными буквами названия, отличающимися в зависимости от страны происхождения колоды.
Туз обозначается буквой А и большим единичным символом масти. В русском языке валет обозначается буквой «в», дама — буквой «Д»-. король — буквой «К», туз — буквой «Т».
Иерархия карт
Обычно следующая: 2 (наименьшая). 3. 4. 5.6. 7,8, 9, 10, В. Д. К, Т (наивысшая): Т (наименьшая). 2. 3. 4. 5. 6.7. 8.9. 10. В, Д. К (наивысшая).
В обеих последовательностях каждая последующая карта бьет предыдущую. Ссылки на эти иерархии идут в тексте как «стандартная иерархия с верхним тузом» и «стандартная иерархия с низшим тузом».
Расклад
Это зачетная комбинация карт в некоторых играх.
Он обычно состоит из:
а) трех или более карт одного достоинства:
б) трех или более карт последовательно возрастающего достоинства и одной масти.
Козыри
В играх со взятками нередко вводится правило, по которому определенные карты становятся козырными. При этом любая козырная карта бьет любую другую карту.
Обычно козырными становятся все карты какой-либо одной масти (козырная масть). Однако в ряде игр козырными бывают лишь некоторые карты масти; в других—козырную масть дополняют другие козырные карты.
В рамках козырной масти карты имеют стандартную иерархию, применяемую в данной игре.
Выбор козырной масти
Это зависит от типа игры. В некоторых играх действует постоянная козырная масть, выбранная по взаимному согласию в начале игры.
Но обычно масть становится козырной только на одну сдачу карт В этом случае она при сдаче определяется одним из следующих способов в зависимости от типа игры:
а) конкурирующими заявками игроков;
б) волей случая, то есть вскрытием определенной карты — вскрытая масть становится козырной;
в) в установленном порядке очередности мастей.
ПОДГОТОВКА К ИГРЕ И СДАЧА КАРТ
Выбор партнеров
При командной игре обычно осуществляется посредством предварительной сдачи. Каждый из четырех игроков тянет карту из колоды; два игрока с двумя наибольшими картами образуют одну пару, а два оставшихся игрока— вторую.
Выбор первого сдающего:
а) путем снятия колоды. Любой игрок по договоренности становится сдающим и тасует колоду. Другой игрок снимает. Затем колоду снимает каждый игрок, начиная с игрока слева от временного сдающего и далее по часовой стрелке.
Снятую карту показывают всем игрокам.
После каждого снятия, прежде чем передать колоду следующему игроку, обе ее части складывают в первоначальном порядке. Первым сдающим становится игрок, снявший карту самого крупного достоинства. Соблюдается стандартная иерархия карт; туз, в соответствии с типом игры, считается самой крупной или самой меньшей картой.
Игроки, снявшие карты одинакового номинала, снимают повторно до разрешения спорной ситуации;
б) посредством сдачи карт. Любой игрок по договоренности становится временным сдающим и тасует карты. Другой назначенный игрок снимает колоду.
Затем сдающий раздает каждому игроку, включая себя, по одной карте в открытую, начиная с игрока слева от себя и далее по часовой стрелке, до тех пор пока не выпадет первая карта конкретизированного достоинства (например, первый туз). Получивший эту карту игрок становится первым сдающим.
Тасование и снятие нередко необходимы перед каждой сдачей. Сдающий тасует. Тасовать имеет право и любой другой игрок, но за сдающим остается право тасовать последним. Процесс тасования не регламентируется правилами, но карты должны быть хорошо перемешаны.
Игроку справа от сдающего предлагается снять колоду. Если он отказывается, сделать это предлагается игроку справа от него и т. д. Если никто из игроков не желает снимать, снять должен сдающий.
Снятие состоит из деления колоды на две части карт, затем помещая верхнюю на стол и покрывая ее оставшейся колодой* На протяжении всего процесса карты должны Оставаться «рубашками» вверх и не вскрываться.
Как в снятой, так и в оставшейся части колоды должно быть не менее пяти карт в каждой.
Сдача
Если не принят иной порядок, сдающий раздает по одной карте каждому игроку за раз, начиная с игрока слева от себя и продолжая по часовой стрелке.
Сдача вкруговую продолжается до тех пор, пока каждый игрок не получит требуемое количество карт. Сдача должна производиться с верха колоды, повернутой «рубашкой» вверх.
Пакетная сдача
Это сдача, при которой каждый игрок получает за раз более одной карты. Она практикуется в некоторых играх. Сдающий распределяет каждому игроку условленное количество карт (например, по три карты), прежде чем перейти к следующему игроку.
В остальном сдача производится по обычным правилам. Иногда условленное число карт меняется в процессе сдачи. Например, в «Соло висте»: когда сдающий обходит игроков по первому, второму и третьему
кругу, он сдает каждому игроку по три карты за раз;
когда он идет по четвертому (последнему) кругу, то сдает каждому
игроку по одной карте, как при обычной сдаче.
Вдова
Это ряд карт, сдаваемых в дополнение к раскладам игроков.
Ее роль варьируется от игры к игре.
Банк
Это в определенных играх часть колоды, оставшаяся после завершения сдачи, но доступна игрокам в процессе игры.
ОЧЕРЕДНОСТЬ ХОДОВ
Если не принят иной порядок, игра начинается с игрока, сидящего слева от сдающего, и ход движется по часовой стрелке.
ВЗЯТКИ
Взятка в некоторых играх составляет один карточный раунд партии — каждый игрок вносит по одной карте. Кроме того, она означает собственно карты, собранные вместе.
При каждой взятке один из игроков делает ход первым (заходящий), после чего по часовой стрелке делают ход остальные.
Ход каждого игрока заключается в том, что он берет одну карту из своего расклада и кладет ее лицевой стороной вверх в центр стола.
Заходящим в большинстве игр является:
а) в первую взятку после сдачи — игрок слева от сдающего;
б) в остальных случаях — игрок, взявший предыдущую взятку.
Выбор карт
Заходящий может ходить с любой угодной ему карты. Другие игроки по возможности должны «играть в масть», то есть каждый обязан ходить картой той же масти, что и заходящая, если таковая у него имеется. Если игрок не может сходить в масть, он может положить любую другую имеющуюся у него карту;
Взятку берет самая крупная карта заходящей масти — с учетом того, что не разыгран ни один козырь. Если разыгран один или более козырей, ее берет самый старший козырь. Обычно игрок может ходить козырем, только если у него нет масти.
Игрок, сделавший ход с выигрышной карты, берет взятку: он собирает карты вместе и кладет их лицевой стороной вниз на стол, обычно рядом с собой или со своим партнером.
Ренонс
Игрок, не сходивший в масть, когда на самом деле у него была карта требуемой масти, считается сделавшим «ренонс». Наказания за него варьируются в зависимости от правил игры.
НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ
В разных играх нарушениями могут считаться разные инциденты. Тем не менее следующие правила являются общими для всех.
Неправильная сдача
Должна объявляться:
а) если в процессе сдачи в колоде обнаружилась карта лицевой стороной вверх;
б) если нарушены правила тасования, снятия или сдачи. Дефектная колода. Если в колоде, как оказалось, недостает карт или в ней имеются лишние либо дубликаты, текущая партия немедленно прекращается. Однако любой достигнутый до этого момента в партии счет остается действительным.