Содержание:
«Блэк джек» является самой распространенной в мире карточной игрой с банком. Он также известен как «BJ», «Двадцать одно» и «Понтун».
Существуют два основных его вида: с «переменным банком», в который обычно играют в частном кругу, и с «постоянным банком», игрой казино. У этих видов игры много общих черт.
Игроки
Игру ведут банкомет/сдающий и от одного и до шести — семи и более игроков (в играх в частном кругу может участвовать до 14 игроков).
Стоимость карт в очках
Используются стандартные игральные карты.
a) Tyз оценивается в 1 или 11 очков по желанию владельца;
б) карта-картинка стоит 10 очков;
в) все остальные карты оцениваются по своему номиналу; джокер, если он имеется, является только картой-индикатором и в игре не участвует.
Цель игры
Каждый игрок старается набрать в своем раскладе больше очков, чем сдающий, — но стоимость его расклада не должна превышать 21 очко.
Расклад, набравший свыше 21, немедленно проигрывает, Расклад из двух карт стоимостью ровно 21 очко (кар-та-картинка или 10 и туз) называется «очко» или «блэк джек».
Прием ставок
За исключением сдающего, каждый игрок делает ставки в начале каждой партии. Разрешается ставить только против сдающего. В конце каждой партии сдающий платит тем, у кого стоимость расклада превышает его собственную.
Сторонние наблюдатели могут, если это разрешено, ставить на расклад любого игрока, но не на расклад сдающего.
Базовый порядок игры:
1) прием ставок и сдача каждому игроку по две карты;
2) добор по требованию каждым игроком по очереди дополнительных карт — сдающий делает это последним;
3) проведение расчетов по ставкам
«Блэк джек» с постоянным банком
Игровые принадлежности:
а) стол для «Блэк джека» с шестью или семью участками для ставок на разметке;
б) полочка с игровыми фишками;
в) короб для сдачи карт («подкова»);
г) ящик для сброшенных карт;
д) одна, две или четыре стандартных колоды из 52 карт, перетасованных вместе;
е) две бланковые или рекламные карты, используемых в качестве индикаторов, — одна для снятия колоды и одна для обозначения конца тасованных карт.
Игроки:
1) постоянный сдающий/банкомет казино;
2) от одного до шести-семи активных игроков. Присутствует также контролер от казино, следящий за ходом игры и выносящий окончательные решения.
Тасование и снятие колоды:
1) Тасует только сдающий. Он может перетасовать колоду в любой момент.
2) После тасования он предлагает игроку снять (правила казино могут требовать снятия с картой-индикатором, при котором банкомет держит колоду, а игрок всовывает бланковую или рекламную карту в нее, обозначая место, где, по его мнению, должна быть снята колода. После этого сдающий снимает, а карта-индикатор остается в низу колоды).
3) Во многих казино сдающий затем вставляет в колоду вторую карту-индикатор примерно в 40 картах от нижнего края, чтобы предотвратить попадание в игру последних карт любого тасования;
4) Если используется «подкова», банкомет кладет колоду в нее рубашкой вверх.
5) Затем сдающий берет несколько (обычно три) карт с верха колоды и убирает их в сторону, вне игры.
Пределы ставок
В казино устанавливает максимальный и минимальный пределы ставок (зачастую казино соглашается поднять максимум по просьбе игрока).
Прием ставок и сдача
Прежде чем будут сданы карты, каждый игрок, за исключением банкомета, кладет непосредственно перед собой на ставочный участок разметки свою ставку.
Если имеются пустые ставочные участки, в большинстве казино игрокам позволяют ставить и получать по более чем одному раскладу; сдающий распределяет каждому игроку по одной карте, начиная с игрока, сидящего непосредственно слева, и продолжая по часовой стрелке, а затем сдает одну карту себе.
Далее таким же образом он сдает каждому игроку и себе по второй карте. Сдаются ли карты втемную или в открытую, зависит от казино;
Если вскрытая карта сдающего имеет достоинство в 10 очков или это туз, он смотрит свою карту втемную, нет ли у него натурального «очка», точно так же, как в игре с переменным банком.
Если у него натуральное «очко», он сразу забирает ставки всех игроков, не имеющих натурального «очка»; игрокам с натуральным «очком» всегда возвращают ставки.
В некоторых казино, чтобы предотвратить шулерство сговорившихся игрока и банкомета, банкомету не разрешается смотреть на собственную карту втемную, а иногда даже сдавать ее до того, как все остальные игроки завершат свои расклады).
Если вскрытая карта банкомета не имеет достоинства в 10 очков и не туз; либо если он обнаруживает, что не набрал натурального «очка»; либо если он не может смотреть свою карту втемную, тогда игрок слева от сдающего возобновляет игру.
Возможные типы сдачи
Ниже перечислены и показаны на рисунках возможные комбинации сдачи:
а) сдающий и все игроки: первую карту получают втемную, вторую — в открытую;
б) первая карта сдающего в открытую, вторая — втемную; первая и вторая карты игроков втемную;
в) первая карта сдающего в открытую, вторая — втемную; первая и вторая карты игроков в открытую;
г) первая карта сдающего втемную, вторая — в открытую; первая и вторая карты игроков в открытую;
д) первая карта сдающего в открытую, вторая — втемную; первая карта игроков втемную, вторая — в открытую.
Ставка-страховка
Если вскрытая карта банкомета является тузом, игрокам во многих казино разрешается сделать ставку-страховку.
Если у банкомета выпадает натуральное «очко», игроку 2 к 1 оплачивается его ставка-страховка; в ином случае он теряет эту ставку.
Правила игры
Если игрок разыгрывает более одного расклада, он должен сначала разыграть самый дальний правый расклад, прежде чем смотреть свой следующий расклад.
Правила аналогичны частной игре, с разбивкой пар и удвоением с добором, однако прикуп карт не разрешен.
Игра сдающего
При игре с постоянным банком банкомет не принимает никаких решений:
а) если он набирает 17 или более очков — он должен оставаться при своих;
б) если он набирает 16 или менее очков — он должен добирать;
в) если у него на руках туз, он должен оценивать его в 11 очков и не добирать, если это дает ему 17 или более очков без перебора (так как у сдающего в игре нет выбора, не имеет значения, что он видит расклады игроков. Поэтому в ряде казино расклада игроков сдаются в открытую). .
Расчет по ставкам
Аналогичен игре с переменным банком за исключением того, что:
а) когда игрок и банкомет набрали одинаковую сумму очков, игроку всегда возвращают его ставку;
б) натуральное «очко» оплачивается в соотношении 3 к 2, а не 2 к 1;
в) премиальные выплаты отсутствуют.
Отклонения от правил исправляются так же, как в игре с переменным банком.
«Блэк-джек» с переменным банком
Карты
Стандартная колода из 52 карт (или иногда две перетасованных друг с другом колоды) плюс джокер, не участвующий в игре.
Первый банкомет/сдающий определяется сдачей: обычно все решает первый туз, но в некоторых вариантах — первый «блэк-джек» .
Смена банкомета сдающего
Существуют две альтернативные системы:
1) каждый игрок проводит пять партий в качестве банкомета), после чего эта роль переходит к следующему игроку слева;
2) право сдавать перемещается каждый раз, когда в партии было «очко» — то есть когда первые две карты игрока дали в сумме 21. Игрок с натуральным «очком» имеет право стать новым банкометом) по завершении данной партии.
Когда натуральное «очко» выпадает у двух и более игроков, преимущество имеет игрок, находящийся ближе всего к сдающему слева. Если все игроки с натуральным «очком» отказались, текущий банкомет/сдающий остается на своем месте.
Если он тоже отказывается, то эта роль предлагается по кругу по часовой стрелке, начиная слева со второго игрока, текущего банкомета/сдающего. Если все отказались, новый банкомет/сдающий выбирается так же, как и первый.
Аукцион банка
Иногда игры в частном кругу проводятся так, что судьбу банкомета всегда определяет аукцион. Во всех частных играх игрок, больше не желающий быть банкометом, может в промежутках между партиями оставить банк и провести аукцион.
Однако, если заявок не поступило, он проигрывает банк и право сдавать первому игроку слева от себя или, если этот игрок отказался, банк и право сдавать предлагаются по кругу по часовой стрелке, пока кто-то не примет их или пока нового сдающего не придется выбирать первоначальным способов.
Тасование и снятие колоды:
1) сдающий тасует карты (тасовать имеет право любой игрок ив любое время, но за сдающим остается право тасовать последним);
2) любой другой игрок снимает колоду. Если снимать хотят несколько игроков, это должно быть позволено сделать им всем;
3) колода рубашкой вверх помещается на вскрытый джокер, служащий картой-индикатором (если нет джокера, сдающий «сжигает» карту — то есть он берет верхнюю карту колоды, показывает ее всем игрокам и кладет ее лицевой стороной вверх под колоду. Нельзя «сжигать» туза, и, если вскрылся туз, колоду следует перетасовать и снять заново).
Пределы ставок
Сдающий устанавливает разрешенный минимум и максимум ставок и по желанию может изменять их в промежутках между партиями.
Прием ставок и сдача в двух видах частной игры
На стадии делания ставок и сдачи игра в частном кругу может приобретать две основные формы:
а) как и в «Блэк джеке» казино, игроки делают ставки до того, как увидели какую-либо из своих карт;
б) игроки делают ставки после того, как взглянули на свою первую карту. Не существует регламентированного выбора между этими способами: американские правила для частного «Блэк джека» могут заимствовать нормативы «Понтуна», в то время как ряд американцев вообще называют «Понтуном» стандартный «блэк джек». Мы использовали название «Блэк джек» для вида (а) и «Понтун» — для вида (б).
Прием ставок и сдача: «Блэк джек»
1) прежде чем начнут сдаваться карты, каждый игрок, кроме банкомета, кладет перед собой на всеобщее обозрение свою ставку;
2) банкомет сдает каждому игроку, кроме себя, по одной карте втемную, начиная с соседа слева и продолжая по часовой стрелке. Затем он в открытую сдает одну карту себе;
3) затем втемную сдается вторая карта каждому игроку, включая банкомета;
4) если вскрытая карта банкомета является тузом или картой стоимостью 10 очков, он смотрит на свою вторую карту, чтобы убедиться, что он не набрал натуральное «очко». В последнем случае он немедленно заявляет об этом и вскрывает свои карты.
Затем вскрывают свои карты остальные игроки. Банкомет забирает ставки всех игроков, не набравших натуральное «очко»; игрокам, имеющим его, обычно возвращают их ставки, но в ряде вариантов они также платят сдающему;
5) если открытая карта банкомет не является ни тузом, ни десяткой или если он не набрал натурального «очка», тогда игру возобновляет игрок слева от сдающего.
Прием ставок и сдача: «Понтун»
1) сдающий распределяет по одной карте втемную каждому игроку, включая себя, начиная с соседа слева и продолжая по часовой стрелке. Каждый игрок, включая сдающего, смотрит свою карту;
2) игроки, кроме сдающего, кладут перед собой на всеобщее обозрение свою ставку.
Сдающий может потребовать удвоить все ставки. Любой игрок, отказавшийся удвоить, выходит из игры и теряет свою первоначальную ставку. Если удвоил сдающий, любой другой игрок после этого может повторно удвоить свою собственную ставку;
3) сдающий распределяет каждому игроку, включая себя, по второй карте в открытую;
4) затем сдающий смотрит, нет ли у него натурального «очка», как и в «Блэк джеке». Если есть, он забирает у каждого игрока его двойную текущую ставку—за исключением любого другого игрока с натуральным «очком», который отдает только одинарную ставку;
5) если вскрытая карта сдающего не является тузом или 10-й или если он не имеет натурального «очка», тогда игру возобновляет игрок слева от сдающего.
Расклад первого игрока
Игрок слева от сдающего смотрит на свой расклад и возобновляет игру:
а) если у него 21 очко, он вскрывает свои карты, заявляет о натуральном «очке», и сдающий платит ему, если только у сдающего также не имеется натурального «очка»;
б) если сумма его карт дает меньше 21 очка, он имеет право взять дополнительные карты.
Если ему кажется, что уже набранные им очки ближе к 21, чем, скорее всего, наберет сдающий, он может сказать «При своих» и не получает дополнительные карты.
Если он решил попытаться набрать сумму ближе к 21, он может сказать «Еще» и получает в открытую другую карту. Этот процесс он может повторять, пока не удовлетворится своим раскладом и не скажет «При своих». Однако, если его расклад в сумме превышает 21 очко, он должен немедленно объявить об этом, сказав «Перебор». В этом случае он вскрывает свои карты, сдающий забирает его ставку, а карты игрока помещаются лицевой стороной вверх в низ колоды.
После этого он выбывает из игры до следующей партии.
Последующие расклады игроков
Как только игрок сказал «При своих» или «Перебор», игра переходит к игроку слева от него. Это продолжается до тех пор, пока все игроки не получили шанс добрать карту.
Расклад сдающего
Сдающий играет последним.
Если все игроки перебрали, он просто сбрасывает свои карты и начинает следующую партию.
В ином случае он вскрывает свою сданную втемную карту и решает, оставаться ему при своих или добирать (сдавать себе в открытую дополнительные карты) до тех пор, пока он не останется удовлетворенным своим раскладом или не превысит 21 очко. Как только сдающий завершил свой расклад, вскрываются все оставшиеся в игре расклады.
Удвоение ставки с добором
Это процедура, разрешенная в игре с «постоянным банком» и нередко включаемая в «Блэк джек» с «переменным банком».
Посмотрев на свои две первые карты, игрок может при своем ходе «удвоить с добором» — то есть, вскрыв свои первые две карты, удвоить первоначальную ставку и получить только одну дополнительную карту втемную. Он не может смотреть на эту карту до тех пор, пока сдающий не вскроет ее после того, как все остальные игроки и сдающий завершили свою игру. (Иногда удвоение с добором разрешается, только если первые две карты дают в сумме 10 или 11 очков.)
Прикуп
Это процедура, иногда практикуемая в «Понтуне» с «переменным банком».
При своем ходе игрок может «прикупить» карту: вместо того, чтобы получить дополнительную карту в открытую, он увеличивает свою первоначальную ставку и получает дополнительную карту втемную.
Размер дополнительной ставки должен по меньшей мере составлять минимум, но не превышать первоначальную ставку. При желании игрок может прикупить еще карту или «выкрутиться» — то есть добирать карты в открытую обычным путем. Однако, как только игрок «выкрутился», ему уже не разрешено прикупать.
Разбивка пар
Это процедура, разрешенная в играх с «постоянным банком» и нередко включаемая в «Блэк джек» и «Понтун» с «переменным банком».
Если две первые карты игрока составляют пару (например, две 6 или два короля), их можно при желании игрока «разбить»— то есть рассматривать как основу двух отдельных раскладов.
При своем ходе игрок с парой вскрывает карты — одну по правую сторону от себя, другую — по левую. Рядом с одной из карт он кладет свою первоначальную ставку, а такую же сумму — рядом с другой. После этого банкомет сдает одну карту в открытую к карте справа от игрока — после чего игрок разыгрывает этот расклад обычным образом.
Когда он закончил (остался при своих, спасовал или перебрал), он получает в открытую другую карту к карте слева от себя, и затем разыгрывает этот расклад.
Если, разбив пару и получив новую карту (кроме туза), игрок получает еще одну пару, он может вновь разбить ее, если опять выложит ставку, равную первоначальной. Все дальнейшие пары также можно разбивать.
Если разбиваются тузы, к каждому из них можно добрать по одной карте. 21 очко, набранное на двух картах после разбивки, не считается натуральным — оно оплачивается 1 к 1, и банк не переходит из рук в руки.
Отклонения от правил:
а) если игрока пропустили во время первого круга сдачи, он должен потребовать карту с верха колоды до начала второго круга сдачи или выбывает из игры на этот раунд;
б) если игрок при первом круге сдачи получил две карты, он выбирает: сбросить одну из них или разыгрывать оба расклада с первоначальной ставкой на каждом;
в) если игрок в «Понтуне» получает свою первую карту в открытую, он выбирает: делать ставку и получить следующую карту втемную или пропустить этот раунд;
г) если при втором круге сдачи игрок получает две карты, он сбрасывает одну из них;
д) если в колоде обнаруживается карта лицевой стороной вверх, игрок может взять ее, а может и отказаться от нее;
е) если игрок получает карту, которую не просил, он может оставить ее, а может сбросить;
ж) если игрок остался при своих, набрав больше 21 очка, он выплачивает банкомету двойную стоимость своей первоначальной ставки, даже если сдающий перебрал (весь сброс помещается лицевой стороной вверх в низ колоды. Следующий по очереди игрок не может претендовать на сброшенные карты).
Расчет по ставкам
Если сдающий перебрал, он платит всем игрокам, не превысившим 21.
Если он не перебрал, то забирает ставки всех игроков, набравших меньше очков, чем он, и платит всем игрокам, набравшим больше, но не перебравшим.
На случай, когда игрок и банкомет набирают одинаковую сумму, имеются различные правила. Иногда игроку возвращают его ставку, но нередко (чаще всего в «Понтуне») выигрывает сдающий. Все выигравшие ставки оплачиваются сдающим 1 к 1 за исключением игрока, побившего банк натуральным «очком», оплачиваемым 2 к 1.
Продолжение игры
Когда все выплаты по ставкам совершены, карты игроков передаются сдающему и помещаются лицевой стороной вверх в низ колоды. Розыгрыш дальнейших партий продолжается из той же колоды без тасования до тех пор, пока не покажутся вскрытые карты.
После этого все вскрытые карты тасуются банкометом, снимаются другим игроком и, как и прежде, джокер или «сгоревшая» карта используются как индикаторы.
Премиальные выплаты
В «Понтуне» игрок (кроме банкомета) может выиграть по своей ставке, набрав определенные специальные расклада. Эти расклады заявляются и оплачиваются сразу после того, как набраны.
а) Расклад с пятью или более картами, дающими в сумме 21 очко или меньше; за пятикарточный расклад игрок получает свою удвоенную ставку; за шестикарточный расклад игрок получает свою ставку в 4-хкратном размере; семикарточный расклад оплачивается в 8-кратном размере и т.д. Выигрыш остается, даже если сдающий набрал сумму, более близкую к 21.
б) Три семерки: за 21 очко, набранное тремя 7, игрок получает свою утроенную ставку.
в) 8, 7, 6: за 21 очко, составленное из 8, 7 и 6, игрок получает свою
удвоенную ставку. Ни один из этих раскладов не считается специальным, если его набирает сдающий.
В таком случае они рассчитываются только в соответствии со своей стоимостью в очках: пятикарточный расклад сдающего бьется раскладом игрока большей стоимости, и натуральное «очко» игрока бьет три семерки или 8, 7, 6 сдающего
Варианты «Блэк джека»
Существует ряд игр, чье отличие от «Блэк джека» в основном сводится к стоимости карт и количеству очков, которое стараются набрать игроки.
«Семь с половиной»
Это итальяно-американский вариант «Блэк джека». Правила такие же, как в «Блэк джеке», со следующими исключениями.
Карты
Из стандартной колоды убираются восьмерки, девятки и десятки, что дает колоду в 40 карт. Не используется никаких карт-индикаторов.
Цель игры
Игроки стремятся набрать в общей сложности 7,5 очков: тузы стоят 1 очко; бубновому королю можно присвоить стоимость любой карты по выбору владельца; другие карты-картинки оцениваются каждая в 0,5 очка, остальные карты — по своему номиналу.
Правила игры
Игрок, получивший при предварительной сдаче бубнового короля, становится в первом раунде сдающим. Сдающий по своему выбору устанавливает и изменяет пределы ставок. Игрок, не желающий делать ставку в каком-либо раунде, говорит «Выхожу».
Сдается по одной карте втемную, после чего игрок остается при своих или получает одну и более карт в открытую. 7,5 очков на двух картах немедленно объявляются и оплачиваются.
Если только у сдающего также нет 7,5 очков на двух картах, они оплачиваются вдвойне и берут банк (если 7,5 очков на двух картах набрали двое и более игроков, банк получает игрок, сидящий ближе всего к сдающему слева).
Перебор — 8 и более очков на любом количестве карт — также оплачивается сразу.
Затем играет сдающий и платит оставшимся игрокам с более высокой суммой.
Всем игрокам, набравшим столько же. сколько и он, он возвращает их ставки. После каждого раунда сдающий тасует колоду.
«Макао»
«Макао», или «Три натуральных», — это вариант «Блэк джека», популярный в 20—30-х годах XX века. В него играют со стандартной колодой из 52 карт.
Игроки стремятся набрать общую сумму в 9 очков одной или несколькими картами.
Карты имеют следующую стоимость:
— зеро за карты-картинки и десятки;
— номинал по всем остальным картам (туз оценивается в 1 очко).
Сдается по одной карте втемную. Игрок, набравший одной картой 9, 8 или 7, немедленно заявляет об этом. Затем сдающий вскрывает собственную карту и платит, если карта игрока стоит больше.
За 9 очков одной картой игроку оплачивается ставка в 3-кратном размере, за 8 — в 2-кратном и за 7—1 к 1, После этого игроки и сдающий, не набравшие одной картой 7, 8 или 9, добирают карты, чтобы приблизиться к общей сумме в 9 очков. Затем сдающий собирает и оплачивает оставшиеся ставки.
Игрок, у которого «ничья» со сдающим, получает свою ставку назад.
«Пятнадцать»
«Пятнадцать», называемые также «Квинче», «Железка» или «Туз младший», являются вариантом «Блэк джека» для двух игроков, где один выступает в роли сдающего.
Игроки стремятся набрать 15 очков. Карты-картинки оцениваются в 10 очков; другие карты — по своему числовому номиналу (туз стоит 1 очко). Перед сдачей сдающий и его партнер вносят в банк одинаковые ставки.
Сдается по одной карте втемную. Второй игрок остается при своих либо добирает в открытую одну и более карт. Перебор он не объявляет, а просто говорит «При своих». Затем сдающий остается при своих или добирает. После этого оба игрока вскрывают свои карты.
Выигрывает игрок, набравший больше всего очков до 15 без перебора. Если у обоих игроков ничья или перебор, ставки остаются в банке на следующий раунд. Проигравший партию сдает в следующей.
«Фермер»
Это интересный вариант «Блэк джека» для двух — восьми игроков. Один игрок, «фермер», является банкометом/сдающим. Игроки делают предварительную ставку в центральный банк, или «ферму».
Игрок выигрывает деньги, вложенные в «ферму», только тогда, когда набирает ровно 16 очков; иные расчеты производятся между игроком и «фермером» после каждого раунда.
Карты
Используются 45 карт: стандартная 52-карточная колода, из которой убраны все восьмерки и три шестерки (6 червей остается в колоде).
Цель игры
Игроки стремятся набрать 16 очков; карты-картинки оцениваются в 10 очков; другие карты — по их числовому номиналу (туз — 1 очко).
Выбор первого «фермера»
Аналогичен выбору банкомет/сдающегo в «Блэк джеке» за исключением того, что все решает 6 червей.
Предварительная ставка
Каждый игрок вкладывает в «ферму» одну фишку.
Тасование колоды
Тасует «фермер». Тасовать имеет право любой другой игрок, но за «фермером» остается право тасовать последним.
Снятие колоды
Игроку справа от «фермера» предлагается снять. Если он отказывается снять может любой другой игрок. Если снимать не хочет ни один игрок, это должен сделать «фермер».
Сдача
«Фермер» сдает по одной карте втемную каждому игроку, включая себя, начиная о игрока слева от себя и продолжая по часовой стрелке.
Правила игры
Начинает игрок слева от «фермера». Посмотрев на свои карты, он затем получает от «фермера» еще одну карту. Если общая сумма его очков теперь превосходит 16, он не заявляет об этом, а говорит «При своих» и больше не получает карт. Свой расклад он не вскрывает.
Если сумма очков его карт меньше 16, он либо остается при своих, либо по желанию добирает дополнительные карты. Когда расклад удовлетворяет его либо общая сумма превосходит 16, он говорит «При своих», больше карт не получает и не вскрывает свой расклад.
Игра затем переходит к следующему участнику и продолжается, таким же образом до тех пор, пока все остальные игроки, включая «фермера», не получат по меньшей мере одну дополнительную карту и шанса добрать еще.
Расчет по ставкам
В конце раунда все расклада вскрываются и следует расчет по ставкам:
а) каждый игрок, набравший свыше 16 очков, должен уплатить одну фишку «фермеру», сдававшему карты в раунде («фермер» не обязан платить кому-либо, если его расклад перебрал 16 очков);
б) игрок, набравший 16 очков, выигрывает «ферму» (центральный банк) и становится следующим «фермером». Если 16 очков набрали несколько игроков, очередность выбора нового «фермера» такова:
— игрок с 6 червей;
— игрок с наименьшим количеством карт;
— текущий «фермер», если у него 16 очков;
— ближайший к «фермеру» слева игрок;
в) если никто не набрал 16 очков, «ферма» не достается никому. Затем игрок, набравший больше всего очков до 16, получает по одной фишке от игроков с меньшей суммой (но не от перебравших).
Если двое или более игроков набрали одинаковую сумму, они делят между собой выигрыш, полученный от других игроков, После этого «фермер» сдает следующий раунд, и все игроки вкладывают в «ферму» предварительные ставки.
«Десять с половиной»
«Десять с половиной», или «Сатон понт», — это голландский вариант «Семи с половиной». Правила аналогичны «Семи с половиной» со следующими исключениями.
Игра ведется со стандартной колодой из 52 карт. Игроки стремятся набрать общую сумму в 10,5 очков. Набор 10,5 объявляется немедленно. 10,5 на двух картах оплачиваются вдвойне.
Сдающий помещает сброс в низ колоды лицевой стороной вверх. Право сдавать перемещается на одного игрока влево, когда использована вся колода, хотя текущему сдающему разрешено перетасовывать сыгранные карты, чтобы завершить раунд.