«Сёги»

«Сёги» — это японская игра семейства шахмат. В Японии она очень популярна. С момента появления «Сёги» примерно в VIII веке она принимала самые разнообразные формы. С XVI века в «Сёги» введено правило, по которому взятая фигура переходит на сторону противника и может быть возвращена на любое место на доске.

Игровая доска.
Имеет размеры девять на девять квадратов, что дает в общей сложности 81 поле. Поля слегка вытянуты, и доска ставится между двумя игроками длинной стороной к ним. Черные точки обозначают две линии повышения.
На нижеприведенном рисунке показана разметка полей на доске «Сёги».

Соревнования - сёги - игровое поле

Фигуры.
Каждой игрок начинает с 20 фигурами. Если по мере возможности использовать западную шахматную терминологию и систему записи, то это:
— король (К);
— ладья (Л);
— слон (С);
— два золотых генерала (3); —два серебряных генерала (Ср):
— два коня (Кн); —два копья (У);
—девять пешек (П).

Форма и цвет всех фигур одинаковы, они различаются только размерами и написанными на них японскими иероглифами. Фигуры двух игроков различаются на доске тем, что их острие направлено в сторону противника.

Цель игры.
Состоит в том, чтобы поставить мат королю соперника. Считается, что мат поставлен, когда при следующем ходе противника короля можно взять на его любом поле, куда он мог бы пойти.

Соревнования - сёги - фигуры

Фигуры и как они ходят.
Фигуры могут передвигаться по доске только определенным образом.

Каждая фигура ходит по-разному:

а) король (К) может ходить на одно поле в любом направлении;

б) золотой генерал (3) может ходить на одно поле в любом направлении, за исключением назад по диагонали;

в) серебряный генерал (Ср) может ходить на одно поле вперед или на одно поле по любой диагонали;

г) пешка (П) может ходить лишь на одно поле вперед (в отличие от шахмат, пешка в «Сёги» ходит так же и при взятии фигуры);

д) конь (Кн) за один ход перемещается на одно поле вперед, а затем на одно поле по диагонали вперед (поле перед ним может быть свободным или занятым, но если оно занято фигурой противника, последняя не берется);

е) ладья (Л) может перемещаться на любое количество полей в любом направлении, кроме диагоналей;

ж) слон (С) может перемещаться на любое количество полей по любой диагонали;

з) копье (У) может перемещаться на любое количество полей, но только вперед.

Фигуры, передвигающиеся на любое количество полей (ладья, слон и копье), должны останавливаться:
если они упираются в собственные фигуры (останавливаясь, не доходя до таковой на одно поле);
если они упираются в фигуры противника (в этом случае она берется).

Иерархия фигур.
Игрокам, пробующим свои силы в «Сёги», вероятно, будет полезно примерно ознакомиться с иерархией фигур. Так как после мата королю игра заканчивается, король, очевидно, является самой важной фигурой.

Самой могущественной фигурой на доске является ладья, и ее значение возрастает по мере развития партии. Слон по своей силе почти равен ладье и более всего полезен в начале игры.

Золотые и серебряные генералы являются промежуточными фигурами, причем золотой чуть полезнее в обороне. Конь и копье — это малые фигуры, примерно равные по силе, и реальную пользу приносят только в нападении.

Значение пешек весьма невелико и, в отличие от шахмат, преимущество в одну пешку редко имеет какую-либо важность.

Соревнования - сёги - виды ходов

Начальная позиция.
Фигуры располагаются на доске, как показано на рисунке. При описании игры участников можно для удобства называть «черные» и «белые», хотя их фигуры не различаются по цвету.

На наших рисунках направление игры обозначено стрелками с боку доски. Игроки обычно бросают жребий, и первым ходит вытянувший «черных».

Правила игры.
Игроки ходят по очереди. При своем ходе игрок может:
а) передвинуть одну из своих фигур на доске на свободное поле;
б) взять фигуру противника;
в) вновь выставить на доску ранее взятую фигуру.

Взятие фигуры.
Игрок берет фигуру противника, перемещая одну из собственных фигур на поле, занятое данной фигурой. Когда игрок берет фигуру, она становится частью его собственных «сил» и в любой момент может быть возвращена на любое свободное поле доски.

На рисунке, иллюстрирующем взятие фигуры, ход «черных». Они берут «белую» пешку своим слоном.

Соревнования - сёги - начальная позиция

Соревнования - сёги - взятие фигуры

Повышение статуса фигуры.
Когда фигура пересекает дальнюю линию повышения, ее возможности перемещаться могут при желании игрока измениться.

«Повышенные» фигуры ходят следующим образом:
а) ладья, сохранив первоначальные возможности, получает право передвигаться на одно поле по любой диагонали;
б) слон, сохранив первоначальные возможности, получает право передвигаться на одно поле не по диагонали;
в) серебряный генерал, улан, конь и пешка все повышаются до золотых генералов.

Золотой генерал не получает на линии повышения никаких новых преимуществ. При игре повышение статуса определяется переворачиванием фигуры нижним японским иероглифом вверх.

На рисунке повышение статуса фигуры обозначено кружком вокруг нее. Как только статус фигуры был повышен, она сохраняет свои новые возможности, даже отойдя назад за линию повышения.

Статус фигуры повышается при пересечении линии повышения или при любом последующем ходе по желанию игрока. Свои новые возможности она может проявить при следующем после повышения ходе.

Копье или пешка, достигшие последнего ряда, должны быть повышены в статусе, равно как и конь, достигший двух последних рядов (так как эти фигуры не могут двигаться назад, повышение статуса важно для них, если ими еще будут ходить).

Фигура с повышенным статусом лишается его, если ее взяли. Например, если «черные» взяли повышенную «белую» пешку, она переходит на их сторону не как золотой генерал.

Соревнования - сёги - повышение статуса фигуры

Использование взятых фигур.
Взятая фигура снимается с доски и становится собственностью взявшего ее игрока. При любом своем ходе игрок может вместо того, чтобы двигать уже находящуюся на доске фигуру, поставить на любое свободное поле доски взятую фигуру. Это называется «вброс».

Фигура располагается так, чтобы ее острие было направлено в ту же сторону, что и другие фигуры этого игрока. «Вброшенная» фигура, помещенная на доску за дальней линией повышения, не повышает свой статус сразу же после того, как ее поставили на доску, а должна сначала сделать ход.

Поэтому игрок не должен ставить пешку или улана на последний ряд или коня — на один из двух последних рядов, так как тогда этими фигурами нельзя будет ходить.

Существуют два ограничения на «вбрасывание» пешек:
а) игрок не должен ставить пешку на вертикаль, на которой уже находится одна из его неповышенных пешек;
б) игрок не может поставить мат королю противника, поместив пешку на поле непосредственно перед королем. (Именно из-за «вбрасывания» король в «Сёги» почти всегда остается в одном углу доски, окруженный мощной защитой.)

Нападение на короля.
Королю становится шах, когда он уязвим перед взятием — то есть когда он находится на поле, на которое соперник может переместить одну из своих фигур при следующем ходе.

Попав в такое положение, король должен немедленно:
а) переместиться на поле, не подверженное атаке;
б) взять нападающую фигуру;
в) взять нападающую фигуру другой своей фигурой.

Когда король игрока подвержен взятию и не может выйти из этого положения — это мат.

Мат:

а) простейший мат: золотой генерал идет на 9viii и тем самым ставит мат королю (если бы золотой генерал пошел на 8viii, королю был бы объявлен шах, но золотой генерал, не защищенный слоном, был бы взят следующим ходом короля);

б) мат посредством повышения статуса: конь идет на 6viii, повышает свой статус и тем самым ставит мат королю;

в) мат посредством отказа от повышения статуса: «белые» решают не повышать своего серебряного генерала, идут им на 2ix, сохраняют его статус неповышенным и тем самым ставят мат королю (если бы серебряный генерал был повышен до золотого генерала, он не мог бы атаковать);

г) мат с помощью принудительного обмена фигурами: серебряный генерал «белых» идет на 9ii, объявляя шах и вынуждая серебряного генерала «черных» взять его; в свою очередь серебряный генерал «черных» берется золотым генералом «белых», который, будучи защищен копьем «белых», затем ставит мат королю «черных»;

д) мат посредством повышения статуса с последующим отходом назад: повышенная ладья возвращается из-за линии повышения на 2iv и тем самым ставит мат королю (чтобы поставить мат, ладье необходимы дополнительные возможности хода, предоставляемые повышением статуса).

Соревнования - сёгу - примеры мата

Мат посредством «вбрасывания» фигуры:
а) «черные» берут своим слоном золотого генерала «белых», повышают его статус и тем самым объявляют шах. В этой ситуации король «белых» должен взять слона «черных»;
б) теперь у каждого игрока имеется по взятой фигуре: у «черных» — золотой генерал, у «белых»—слон. «Черные» «вбрасывают» золотого генерала на 811 и тем самым ставят мат королю «белых».

Соревнования - сёгу - мат посредством вбрасывания

В предыдущей статье правила игры: «Сап-тим-пан».
В следующей статье правила игры: «Футбол с клюшками».