«Калабриаж»

Эта великолепная игра известна также под названиями «Клаберд-жасс», «Клэб» и «Клоббер». В сущности это то же самое, что и французская игра «Белот».

Игроки.
Базовый вариант рассчитан на двух игроков. Карты. Игра ведется стандартной колодой карт, из которой убраны 2,3,4, 5 и 6.

Карты имеют следующую иерархию:
а) в простых мастях — Т (наивысшая), 10, К, Д, В, 9, 8, 7 (наименьшая);
б) в козырной масти — В (наивысшая). 9, Т, 10, К, Д, 8, 7 (наименьшая).

Цель игры.
Игроки стремятся составить стриты и получить во взятках определенные зачетные карты.

Выбор сдающего для первой партии определяется снятием сверху, при этом туз младше всех.

Первая сдача.
Сдающий втемную, пакетами по три, распределяет каждому игроку по шесть карт. Затем он вскрывает следующую карту в центре стола и рядом с ней лицевой стороной вниз кладет остаток колоды — банк.

Определение козырей.
Игроки торгуются за право назначить козырную масть.
1) Второй игрок начинает торговлю, говоря: «Принимаю», «Шмейсс» или «Пас».
Если он «принимает», масть вскрытой в центре карты становится козырной на эту партию.

«Шмейсс» — это предложение пересдать. У сдающего после этого есть возможность согласиться на пересдачу или принять масть вскрытой в центре карты как козырную.
Если второй игрок говорит: «Пас», право выбора переходит к сдающему.
2) Теперь сдающий может либо принять масть вскрытой в центре карты как козырную; либо сказать «Шмейсс», в этом случае второй игрок должен принять решение; либо пасовать, тогда следует второй раунд торговли.
3) Если в первом раунде торговли оба игрока спасовали, то второй игрок может либо назначить любую нужную ему козырную масть, в каковом случае игра будет вестись с этой козырной мастью; либо пасовать, тогда сдающий может назначить козыри или пасовать. Если оба игрока спасовали во втором раунде торговли, карты сбрасываются, и производится новая сдача.

Вторая сдача.
Как только козырная масть определена, каждому игроку сдаются еще по три карты, по одной за раз и втемную. Затем сдающий берет нижнюю карту банка и кладет ее на банк лицевой стороной вверх. Если в качестве козырной была принята масть вскрытой в центре карты, игрок с козырной 7 может при желании обменять ее на центральную вскрытую карту. Козырная 7 называется «дикс».

Объявление стритов.
Обычно происходит до начала игры, но его можно сделать после того, как второй игрок зашел в первый раз. Своими объявлениями игроки устанавливают, у кого самый крупный стрит.

Стрит.
Все карты стрита должны быть последовательными и одной масти. Существуют два вида стрита:
а) стрит из трех карт» приносящий 20 очков;
б) стрит из четырех и более карт, приносящий 50 очков.
Для стрита иерархия карт является такой: Т (наивысшая), К, Д, В, 10,9, 8, 7 (наименьшая).
Стриты одинаковой стоимости оцениваются по своим самым крупным картам. Заметим, что стрит из четырех карт бьет более длинный стрит при условии, что имеет более крупную карту. Если стриты имеют одинаковую стоимость и возглавляются картами одного достоинства, козырной стрит старше.
Если одинаковые стриты, возглавляемые картами одного достоин- < ства, оба состоят из простых мастей, в некоторых вариантах игры установлено, что стрит второго игрока старше, в то время как правило других гласит, что стриты равны и не идут в зачет никому из игроков.

Простые карточные игры - калабриаж - стриты

Процедура заявки.
Второй игрок начинает объявлением: «Стрит на 50», если у него имеется стрит из четырех или более карт, либо «Стрит на 20», если у него трехкарточный стрит. После этого сдающий отвечает: «Принято», если не может перебить его; «Не принято», если он может перебить, или «Какой величины?», если у него есть стрит той же стоимости.
Если сдающий отвечает, какой величины, его соперник объявляет достоинство карты, возглавляющей его стрит, и затем сдающий говорит: «Принято», если не может перебить его, или «Не принято», если может.

Простые карточные игры - калабриаж - иерархия карт

Расчет стритов.
На этой стадии игры очки получает лишь игрок с более крупным стритом, предъявив его своему оппоненту. Кроме того, он получает очки за все другие стриты, которые он готов вскрыть.

Правила игры.
Первый заход делает второй игрок. Игроки, если могут, должны сносить в масть, а при невозможности этого ходить козырем при его наличии. Если заход сделан в козырь, другой игрок обязан брать взятку, если может. Выигравший взятку кладет ее перед собой лицевой стороной вниз и делает следующий заход.

«Белла» — это комбинация из козырных короля и дамы. Она дает 20 очков и засчитывается автоматически, когда разыгрывается вторая из этих карт.

Ведение счета во время игры. За полученные во взятках карты игроки получают следующие очки:
а) «джаж» (козырной валет), 20 очков;
б) «менел» (козырная 9), 14 очков;
в) каждый туз, 11 очков;
г) каждая 10, 10 очков;
д) каждый король, 4 очка;
е) каждая дама, 3 очка;
ж) каждый валет, кроме «джажа», 2 очка.
Игрок, взявший последнюю взятку, дополнительно получает 10 очков.

Финальный счет.
В каждой партии рассчитывается следующим образом:
а) если игрок, определивший козырную масть, набрал в сумме больше очков, чем его оппонент, каждому игроку засчитывается его собственная общая сумма;
б) если у соперника общая сумма больше, ему засчитываются как его собственная сумма очков, так и очки второго игрока. Это называется «скинуться»;
в) если игроки набрали одинаковое количество очков, игрок, определявший масть, не получает ничего, а его сопернику засчитывается его собственная сумма очков. Говорят, что соперник «скинулся наполовину».

Партию обычно составляют 500 очков. Если оба игрока набрали упомянутую общую сумму в одной и той же сдаче, побеждает тот, у кого больше очков.

Простые карточные игры - калабриаж - ведение счета во время игры

В предыдущей статье правила игры: «Империал».
В следующей статье правила игр: «Тройной калабриаж», «Командный калабриаж», «Валеты», «Полиньяк».