Карточные пасьянсы

Пасьянсом, как правило, называют любую карточную игру для одного человека. Точное происхождение таких игр неясно, но, вероятно, они существовали столетиями, и до настоящего времени дошли несколько сотен различных пасьянсов. Хотя результат многих пасьянсов зависит от чистой удачи при тасовании карт, для других требуется истинное мастерство и здравомыслие.

В дополнение к играм для одного участника данный раздел включает две игры для двух игроков: «Русский банк» и «Злость и злоба», обладающие многими чертами пасьянсов для одного человека.

Карты.
Некоторые пасьянсы раскладываются стандартной 52-кар-точной колодой или двумя перетасованными вместе колодами. Также ряд пасьянсов раскладываются «укороченной» колодой, из которой предварительно удалены определенные карты. Могут использоваться специальные карты меньшего, чем обычные игральные карты, размера; они особенно пригодятся при ограниченном пространстве.

Определенные пасьянсы допускают включение джокера. Тузы, если не определено иначе, считаются самыми младшими картами.

Цель игры.
Цель первой группы пасьянсов заключается в построении последовательности по мастям на основе базовых карт, вторая группа пасьянсов строится на нахождении пары к определенным картам.

Некоторые игры имеют совершенно иную цель, такую, как перестроение колоды в одну стопку или сброс всех карт колоды. Если пасьянс завершился успешно, то есть цель игры в точности достигнута, говорят, что он «сошелся».
Если пасьянс «не сходится», это значит, что расклад карт не позволяет выиграть.

Расклад.
В начале большинства пасьянсов карты раскладываются в определенной последовательности и форме, и вместе со всеми другими картами, сдаваемыми в начале игры, образуют «расклад».

Базовые карты.
Это первые карты определенных стопок, на которых строятся карточные последовательности.

Карточные пасьянсы - построение карт

Карточные пасьянсы - построение карт

В ряде игр они являются частью расклада и выкладываются в начале игры. Но чаще они не включаются в него, и размещаются в ходе игры. Это обычно карты какого-то отдельного достоинства — нередко тузы. За редким исключением (например, «Король Альберт») карту нельзя сдвигать после того, как она легла в основание базы.

Свободные места.
Это промежутки в раскладе либо места, откуда карты были убраны и которые можно или нельзя вновь заполнить в зависимости от правил игры.

Резерв.
В некоторых пасьянсах расклад включает одну или несколько карт, которые можно по правилам вводить в игру. Этот «резерв» карт нельзя, однако, использовать как базу, в отличие от карт расклада.

Снос.
Включает карты, оставшиеся после расклада. Снос всегда держат «рубашкой» вверх, и его можно вводить в игру различными способами в зависимости от правил конкретного пасьянса.

Сброс.
Карты из колоды, которые нельзя сразу разыграть, иногда помещаются картинкой вверх в одну или несколько стопок, и их по возможности возвращают в игру.

Скинутые карты.
Это все карты, которые в процессе раскладки были отложены в сторону и не были вновь возвращены в игру. Целью некоторых пасьянсов является скинуть все или как можно больше карт колоды.

Свободные карты.
Все карты, которые, согласно правилам, можно разыграть в раскладе, базе или на свободных местах, называются «свободными». Иногда удаление карты «освобождает» следующую за ней карту, например, когда снимается верхняя карта стопки сброса, а следующая карта является «свободной» для игры.

Открытые карты.
Карта обычно бывает свободной для игры, когда она полностью открыта, то есть ее не закрывает полностью или частично другая карта.

Выложить.
Это термин, используемый для обозначения размещения карты в раскладе, базе или на свободном месте в определенной последовательности. Карты можно выкладывать по числовому номиналу карты, по ее масти или по цвету:

а) в числовом порядке (например, 7 выкладывается на 8, 6 на 7 и т. д.);
б) в обратном числовом порядке (например, 3 выкладывается на 2, 4 на 3 и т.д.);
в) иногда числовая последовательность может быть непрерывной, или «вкруговую» (например, 3, 2, Т, К, Д), либо «через одну» (например, 7, 9, В, К, 2, 4 и т. д.);
г) на карту той же масти (например, все червы) или же на карту другой масти;
д) на карту того же цвета (например, все красные);
е) на карту другого цвета (например, красная, черная, красная, черная).

В предыдущей статье правила игр: «Кэнфилд», «Часы».
В следующей статье правила игр: «Аккордеон», «Осажденный замок», «Бизли».