«Го»

«Го» считается одной из древнейших существующих игр. Она зародилась в Китае более 3000 лет назад (ее китайское название — «Вэй-чи») и позднее была перенята и другими странами Востока. У нее репутация одной из величайших игр среди тех, которые требуют мастерского применения стратегии. Два игрока сражаются за то, чтобы закрепить за собой как можно больший участок игрового поля.

Настольные игры - го - игровая доска и ее разметка

Игровая доска.
Традиционный японский столик для игры в «Го» (го-бан) сделан из дерева и имеет желтый цвет. Он примерно 44,5 см в длину, 40,6 см в ширину и 10—12 см толщиной и стоит на четырех ножках высотой около 7 см.
Игровое поле (размерами примерно 42 на 38 см) имеет 19 вертикальных и 19 горизонтальных линий. Точки пересечения образуют в общей сложности 361 пункт. Пересечения четвертой, десятой и шестнадцатой линий в каждом направлении выделены точками и известны как пункты препятствий.
Два игрока становятся друг напротив друга на колени перед короткими сторонами столика.

Игровые фишки.
Имеются два комплекта камешков: 181 черный камешек и 180 белых камешков (всего 361). Каждый игрок обладает одним комплектом.
Камешки имеют форму диска диаметром примерно 2 см и толщиной 0,3—1,3 см. Камешки обычно хранят в лакированной шкатулке (го-цзубо) или другой коробке.

Цель игры.
Посредством расставления своих камешков на поле каждый игрок стремится окружить больше незанятой территории и камешков противника.

Порядок игры.
Игроки ходят по очереди. Начальный ход обычно делает игрок с черными камешками (игроки пользуются черным комплектом по очереди, если имеет место явное неравенство сил — см. ниже раздел, посвященный их уравновешиванию). Ход состоит в помещении камешка на незанятый пункт. За исключением ситуации «ко» , камешек можно поместить на любой свободный пункт.

Как только ход сделан, камень уже не передвигается на протяжении всей игры, кроме ситуации, когда он «взят» и снимается с доски.

Процесс игры.
В начале игры доска пуста, но на ней могут находиться камешки, уравновешивающие силы противников. Камешки следует располагать в пунктах (пересечениях линий), а не в квадратах, образуемых линиями.
Каждый игрок выкладывает свои камешки группами или цепочками таким образом, чтобы окружить как можно больше свободных пунктов и камешков противника.

Камень или группа камней, окруженные со всех сторон камнями противника и не имеющие свободных пунктов, называются уничтоженными и снимаются с доски. Можно выиграть партию, не взяв ни одного камешка, так как задача состоит в приобретении территории.

Уравновешивание сил.
Игрок, ходящий первым, имеет преимущество. Игра черными (начальный ход), как правило, чередуется между игроками. Если имеет место явное неравенство игрового мастерства или если один игрок выиграл три партии подряд, более слабому участнику позволяется оставлять за собой черные камешки.

Если необходимо дальнейшее уравновешивание сил, более слабый игрок может поместить два или более из своих камешков на отмеченные точками пункты препятствий до начала игры (см. таблицу ниже), а первый ход затем переходит к игроку с белыми камешками. Если более сильный игрок продолжает побеждать, количество камешков может быть увеличено.

Настольные игры - го - таблица, показывающая положение камешков припятствий

Ситуация «ко».
Ситуация «ко» («угроза») может повторяться в процессе игры бесконечно. В ситуациях «ко» игрок не может осуществить ответное взятие до тех пор, пока он не сделал по меньшей мере один ход в другом месте доски (поэтому важное значение имеет форсирование игры на других участках поля). Если на доске в любой момент появляются три ситуации «ко», партия объявляется закончившейся вничью.

Ситуация «секи».
Ситуация «секи» (тупиковая ситуация) появляется на доске, когда противостоящие группы расположены так, что никто из игроков не может занять свободный пункт без потери собственных камешков. Эти позиции оставляются в нетронутом состоянии до конца игры, и все свободные пункты в них не учитываются при ведении счета.

Пункты «дамэ» — это свободные пункты между территориями соперников, которые нельзя разыграть с пользой для какой-либо из сторон. Пункты «дамэ» остаются нетронутыми до конца игры и не учитываются затем в счете.

Запреты.
Нельзя совершать ходы, приводящие к повторению позиции, имевшей место в игре ранее.
Камешек не может оставаться на доске, если он полностью окружен камешками противника. Его нельзя помещать в пункт, полностью окруженный камешками другого цвета, если такой ход немедленно не ведет к взятию вражеских камешков.

Пояснения к диаграммам.
1) Взятие одиночных камешков.
2) Взятие группы камешков: белый камешек, помещенный на позицию, отмеченную штрих-кружком, приведет к взятию черной группы.
За, 4а) Черные не могут сыграть на пункт, отмеченный крестиком, так как этот камешек будет немедленно взят (пункт, отмеченный стрелкой, свободен — белые окружены не полностью). 36, 46) Черные могут поставить камешки на пункт, отмеченный штрих-кружком, так как ход отрезает белых от свободных пунктов и они удаляются с доски. Все черные камешки остаются. 5а, 56) Ситуация «ко». В (5а) черный камешек, помещенный в отмеченный крестиком пункт, берет белый камешек; в (56) белый камешек, вновь помещенный в захваченный пункт, производит ответное взятие черного камешка.
5в) Ситуация «секи». Никто из игроков не может поместить свой камешек в отмеченный крестиком пункт, не потеряв свою группировку.

Настольные игры - го - диаграммы

Настольные игры - го - диаграмма

Завершение игры.
Партия завершается тогда, когда игроки больше не в состоянии увеличивать дальше свое преимущество. Если завершенной партию считает только один игрок, его соперник может продолжать ходить до тех пор, пока ему больше не удастся захватить ни пунктов, ни камешков.

Счет.
Для иллюстрации простейшего процесса счета здесь приведена воображаемая упрощенная доска 99 линий.
1) В конце игры все камешки, оставшиеся на территории противника, считаются взятыми.
2) Эти взятые камешки удаляются с доски и добавляются каждым игроком к своему набору взятых камешков.
3) Все свободные пункты и ситуации «секи» заполняются камешками, чтобы исключить их из процесса счета. Для этого каждый игрок может воспользоваться своими неиспользованными камешками.
4) Чтобы облегчить счет, черные помещают все взятые ими белые камешки на свободные пункты на территории белых, а белые размещают все взятые черные камешки на свободных пунктах на территории черных.
5) Считается количество свободных пунктов, оставшихся на каждой территории.

Результат игры.
Победителем становится игрок с наибольшим количеством свободных пунктов на своей территории. Он заносит на свой счет разницу между своим и вражеским их количеством. Если оба игрока имеют одинаковое количество пунктов, игра считается законченной вничью.

Настольные игры - го - ведение счета

«Го-моку»

Это простая игра, ведущаяся на доске «Го». Она зародилась в Японии и иногда называется «Го-банг», или «Составь пятерку».

Игроки.
Это игра для двух участников. Игровая доска. Используется доска «Го».

Игровые фишки.
Каждый игрок имеет комплект из 100 камешков: черные или белые.

Цель игры.
Игроки стремятся выстроить пять камешков в прямую линию по горизонтали, вертикали или диагонали (пятерка).

Правила игры.
В начале игры доска пуста, и черные ходят первыми. Игроки по очереди помещают по камешку на любой свободный пункт (пересечение линий).

Выставленные на доску камешки остаются на своих местах до окончания игры.
Если все камешки израсходованы, прежде чем кому-то из игроков удалось сформировать пятерку, можно либо объявить ничью, либо продолжать игру, по очереди перемещая по одному камешку на один пункт по горизонтали или вертикали до построения пятерки.

В предыдущей статье правила игры: «Гусиная прогулка».
В следующей статье правила игры: «Хасами-шоги».